Анна Аксёнова
Развитие воображения и фантазии у детей с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Публикация «Развитие воображения и фантазии у детей с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая в компенсирующем детском саду с детьми с особыми возможностями здоровья, я заметила, что детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. Для них характерна бедность накопленных знаний и представлений,
низкий уровень познавательной активности.
У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью.
Им хочется быстрее начать рисовать, однако, приступив к деятельности, они не знают с чего начать, что приводит к неуверенности и чувству страха перед неудачей.
Все эти проблемы особенно проявляются в рисовании по замыслу.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития, а воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
Обсудив с педагогом- психологом эти проблемы, мы решили провести совместную работу в процессе интегрированных занятий.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Цель нашей деятельности заключалась в : определение эффективных путей для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с овз в изобразительной деятельности.
Поставленные задачи:
1. Создать условия для творческого мышления детей с овз;
2. Формировать у детей культуру чувств через развитие воображения, обогатить личностные качества;
3. Развивать и совершенствовать изобразительные навыки и умения, создавать сюжетный рисунок, отличающийся индивидуальностью;
4. Развивать художественное восприятие и творческое воображение ;
5. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Свою работу мы начали с проведением диагностическое обследование по методике «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко и разработали перспективный план интегрированных занятий.
Занятия проходили один раз в месяц с детьми подготовительной к школе группе.
Психолог проводил первую часть занятия, а я вторую. Педагог- психолог в своей деятельности использовал такие методы и приёмы как беседы, подвижные игры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики, игры на развитие воображения, такие игровые упражнения как - в «чудесном лесу»проводились на ковре где были разложены предметы, напоминающие лесные объекты. Преодолевая препятствия из игрового инвентаря, дети могли представить себя среди болота, корявых кочек, разнообразия грибов и шишек. Возможность проиграть определённую ситуацию и рассказать о том, что ребёнок представил в своём воображаемом мире, позволяла детям перенести фантазию в рисунок.
Во второй части занятия, мной использовались разнообразные заготовки: незаконченные, неоформленные изображения, силуэтные изображения, шаблоны облаков и камней сложной формы, силуэты – перевёртыши и другие вспомогательные материалы. Детям предлагалось дорисовать силуэты, превращая их с помощью изобразительных материалов в определённые предметы.
Первые занятия были несложными, для того, что бы дать возможность ребенку освоиться и привыкнуть к новой для него творческой деятельности. На первом этапе главное, чтобы ребенок научился принимать задачу: придумать, сочинить что – либо, дорисовывать незаконченную фигурку. В случае затруднения мы помогали ребенку, предложив свой вариант. Научившись, дорисовывать фигурки и превращать их в персонажей сказок, дети учились использовать эти умения при решении сложных творческих задач, придумывая не только воображаемый образ, но уже целый сюжет с множеством деталей.
[
По результатам совместной работы, я отмечаю, что детям нравятся совместные занятия.
Дети стали, заметно, активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения в выборе изобразительного материала, в создании собственного сюжета, отличающегося от других, значительно повысились технические навыки рисования. Сюжеты становились всё интереснее и сложнее, наполненные деталями, которые обогащали детские рисунки. У дошкольников явно снизился страх перед неудачей и возможным критическим замечанием. Возросла уверенность в себе, в своих творческих возможностях. Эти особенности отмечались у детей не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Полученный опыт мы продолжаем использовать в своей работе.