Смирнова Евгения Владимировна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Это означает, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Но их подготовка и проведение требует знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте. Есть три вида внимания по уровню волевой регуляции:
непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка;
Темочки:
произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение. С овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь без наглядной опоры он внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого. Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
- внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво,
- наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5—летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.
Осуществление условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых методов:
Речевой (словесный) метод: Без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.
Приемы словесного метода:
1. Объяснение. Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, прохождение лабиринта или поиск отличий на двух картинках, объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий).
2. Беседа. Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию сказки, то есть разговор познавательного характера.
3. Рифмовки. Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами. Использование рифмовок такого вида рекомендуется со старшей группы.
Наглядный метод: Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.
1. Картинки. Являются средством для упражнений, формирующих зрительное внимание (лабиринты, задания на поиск отличий, а также сопровождают выполнение других упражнений, например, сосчитать глазами, без помощи пальцев или карандаша, сколько на рисунке бабочек или голубей.
2. Игрушки. Используются в качестве персонажей занятия, мотивирующих ребят на работу путём включения в сюжет (например, помочь Медвежонку решить задачи-стихотворения, которые ему дали в лесной школе).
3. Демонстрация. Педагог показывает порядок выполнения действий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой задаче. Например, упражнение на развитие способности рационализировать внимание «Повтори за мной»: малыши считают в обратном порядке и показывают движения, демонстрируемые воспитателем (приседают, поднимают руки вверх, качают головой и т. д.).
4. Показ. Для занятий на внимательность этот приём представляет собой удобную форму организации картинок.
Практический метод: Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся: -аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.); -поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).
Игровой метод. Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:
-дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
-подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
-театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.
Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду.