Татьяна В
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Внимание, как известно, представляет собой способность регулировать собственную интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением.
Каковы же основные характеристики нормально развивающегося внимания ребёнка 6 – 7 лет?
Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания детей надо изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре.
Темочки:
Исследования последних лет были направлены на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: учении, игре, и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10 – 15 минут. Концентрация внимания развивается аналогично. Шестилетки довольно редко
(приблизительно в 4 раза реже, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние, т. е. е связанные напрямую с актуальным занятием, объекты.
Считается, что объём внимания дошкольника практически не отличается от объёма его восприятия, или объёма непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2 – 3 объекта.
Понимание потребностей ребёнка и учёт его возрастных особенностей позволяют правильно предсказать то, на чём будет концентрироваться внимание.
Пути и способы развития внимания детей от 3 до 7 лет
Возрастание способности 7 – летнего ребёнка произвольно управлять сосредоточением сознания на предметах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстоятельствами:
- созреванием мозга, приведшем к большему уравновешиванию процессов возбуждения и торможения;
- развитием познавательных способностей ребёнка: мышления, памяти, восприятия, представления и воображения.
Отсюда следует, что если у здорового ребёнка будут развиваться мыслительные операции:
- анализ,
- синтез,
- сравнение,
- классификация,
- группировка,
- обобщение,
- абстрагирование,
- конкретизация,
Если ребёнок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:
- повернуть,
- перевернуть,
- разрезать,
- раскрасить,
- перекрасить,
- сложить,
- свернуть и т. д. ;
Если ребёнок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме, цвету и т. д., то его внимание будет развиваться нормально.
Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям.
Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности, необходимо:
а) Развивать все его познавательные способности:
мышление: учить устанавливать причинно – следственные связи;
память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
восприятие: учить быстро и точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);
представление: учить оперировать вторичными образами, т. е. образами без наглядной основы;
воображение: учить создавать новые образы на базе известных.
б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:
Быстро переключаться с одного предмета на другой;
Успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;
Развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;
Совершенствовать объём внимания, т. е. увеличивать количество предметов, осознаваемых одновременно.
Отмечая объём внимания как характеристику психической активности, требующую совершенствования или развития, необходимо сделать одно замечание. Существует довольно распространённое мнение, что объём внимания – характеристика индивидуально фиксированная и, скорее всего, не поддаётся заметному регулированию с помощью тренировки. Однако мы будем рассчитывать на фантастическую пластичность высшей нервной деятельности человека и создавать соответствующие развивающие процедуры.
Избирательность внимания, скорее всего, не нуждается в каком – то особом развитии, ибо представляет собой проявление потребностей и интересов личности, её влечений и желаний и, следовательно, будет зависеть от изменений мотивационной сферы личности.
В возрасте 5 – 7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая. К 6 – 7 годам она значительно увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Но в то же время у ребёнка нужно постепенно развивать способность прилагать волевые усилия и развивать устойчивость его внимания.
Устойчивость и концентрация внимания
Игра «цифры и порядок»
(развивает устойчивость и концентрацию внимания)
В игре используются цифры. Они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребёнку необходимо отыскать и подчеркнуть цифры по порядку. Начинать нужно с лёгких таблиц, увеличивая сложность постепенно. Игру можно разнообразить – находить цифры в порядке убывания.
Для примера расположения цифр приведены таблицы 1,2.
Таблица 1
Таблица 2
Игра «Поставь точку в кружочке»
Ребёнку даётся таблица, состоящая из 5 видов фигурок (например, геометрических).
Данная таблица состоит из квадрата, звёздочки, ромба, круга и прямоугольника. Ребёнок должен просмотреть каждую строчку последовательно и, как можно быстрее, отметить карандашом разными способами две, а затем и три указанные вами фигурки.
Например, круг – крестиком в центре, квадрат – точкой в центре. На выполнение задания отводится не более 5 минут.
После выполнения задания вы подсчитываете, сколько фигурок было пропущено.
Можно использовать не только фигурки, но также цифры или буквы, отпечатанные на компьютере, или обыкновенную колонку с текстом из газеты, вычёркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут.
Игра «Пантомима»
Вы показываете пантомимы, а ребёнок должен угадывать, что данное действие означает.
Для начала покажите простые действия: как вы умываетесь, кушаете, поливаете цветы. Затем покажите действие посложнее, например, как вы печёте пирог, убираете в квартире и т. д. Поменяйтесь ролями с ребёнком, пусть он загадывает, а вы отгадывайте.
Увеличение объёма произвольности внимания
Игра «Запретное слово»
Задание: скажите малышу, что вы будете задавать ему разные вопросы, а отвечать на них можно любыми словами, кроме слова «нет» (или «да», или «не совсем» и т. п.)
После этого вы задаёте вопросы:
- Вам нравится смотреть мультфильмы?
- Снег чёрный?
- Мороженое кислое?
- Ты бывал на марсе?
- Ты кушаешь кубики?
И т. д.
Ошибкой считается, если названо запретное слово или ответ не дан.
Если у ребёнка не получается отвечать на вопросы или он часто ошибается, поменяйтесь с ним ролями, отвечайте на вопросы сами.
Выигрывает тот, кто ответил на большее число вопросов.
Игра «Счёт с запретом»
Задание: предложите ребёнку сосчитать до 20-и через 1 число, заменяя пропущенное словами «не собьюсь!»
Например: 1, «не собьюсь!», 3, «не собьюсь!», 5, «не собьюсь!», 7, «не собьюсь!» и т. д.
Можно предложить посчитать через 2 числа, заменяя каждое 3 число словами «не собьюсь!».
Например: 1, 2, «не собьюсь!», 4, 5, «не собьюсь!», 7, 8, «не собьюсь!», 10, 11, «не собьюсь!» и т. д.
Игры и задания, развивающие внимание ребёнка 6 – 7 лет
Витрина магазина
(на развитие объёма внимания и наблюдательности)
Задание 1. На витрине магазина выставлены только что поступившие конфеты «Белочка». Они были выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыночку Ванечке: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик захотел выбрать ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику Ване и выбрать коробку, где содержится наибольшее количество конфет.
Задание 2. Объясни свой выбор.
Задание 3. Какими способами можно проверить правильность выбора?
Например, конфеты можно сосчитать. Сосчитали?
Оказалось, что во всех коробках одинаковое количество конфет.
Задание 4. Посмотрите ещё раз на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.
(на развитие устойчивости внимания, наблюдательности)
Задание 1. Посмотри на картинку и скажи, по каким признакам можно судить, что здесь живёт медвежонок по имени Мина Муравейкин.
Задание 2. Как ты думаешь, где находится любимое место медвежонка зимой?
Задание 3. После обсуждения условий и образа жизни Миши Муравейника можно спросить ребёнка, заметил ли он какие-нибудь детали, ранее не обсуждавшиеся. Например, есть ли в берлоге обои? Каков их рисунок?
Кого испугался охотник?
(на развитие объёма, устойчивости внимания и наблюдательности)
Задание. Постарайся рассмотреть данный рисунок очень внимательно и скажи, кого мог испугаться охотник?
Упражнения на внимание
1. Задание: Быстро посмотри на строчки. Подчеркни такую же, но маленькую букву:
А Л я а о я а л а о л я а о я а л а о
У К х у ч ю у к ч у х к х у ч ю у к ч
О Ю р с о а с р о ю ю р с о а с р о ю
Э О с э е з с э а э з о с э е з с э а
2. Задание: Найди спрятанные буквы:
3. Задание: Подчеркни буквы в строчках:
Б В Р Д Б Е Ь б Ь В В Р Д К Р Д б
В Б Р О В Ф З В Я З В б Р О в Ф В
Г Г П Т П Н Г Т г Т Г П Т Н Г Т г
Д Г Л М Д Б Л Д б д л Г Л М Д б Д
Задание: Подчеркни буквы в ряду:
С Э Е О С Э С а е Э С Э е О С х Э С с
Ф Р В Ф Ю Ф В Ф Р Ю Р В ф Ю ф В Ф Р
Ш Ш Щ Ц е Ш З Щ Ы Ц ш щ Щ Ш И
Я Я Р Л Я Р Ю Р Я Л я л ю Я П А Я я
4. Задание: Продолжи ряд:
Б Ь Б Ъ
5. Задание: Соедини буквы по порядку:
ары. Пример: ГАВ – ГАВ – СОБАКА.
КО – КО – КО КОРОВА
КУ – КА – РЕ – КУ СОБАКА
МУ – МУ КУРИЦА
ГАВ – ГАВ КОШКА
КУ – КУ МЫШЬ
МЯУ – МЯУ ПЕТУХ
ПИ – ПИ – ПИ КУКУШКА
7. Задание: Ёжик Кузя отправился в лес, только забыл зачем. Художник помог ему, написал подсказку, но не простую, а с переставленными буквами. Поменяй буквы местами и помоги ёжику вспомнить, зачем же он отправился в лес.
8. Задание: Найди одинаковые пары насекомых. Соедини их линиями. Сколько парных насекомых? Сколько непарных? Ответь по памяти, закрыв рисунок руками. Сколько всего насекомых?
9. Задание: Раскрась все:
10. Задание: Найди, какой кусочек, «вывалился» из банки с компотом:
11. Задание: Раскрась все листики в зелёный цвет, все яблоки – в красный, а морковки – в оранжевый.
12. Задание: Дорисуй солнышку лучики, тучке – дождик, стебельку с листиком – цветочек.
13. Задание: Рассмотри картинки. Перечисли все, что ты увидел, закрыв страничку листом бумаги или рукой.
14. Задание: Посмотри внимательно на цветы. Запомни их названия и как они выглядят.
Назови эти цветы:
15. Задание: посмотри внимательно на эти предметы. Запомни их.
Закрой страничку листом бумаги и посмотри следующую.
Что изменилось? Какие новые предметы появились?
Каких предметов не стало? Назови их.