Юлия Зайцева
Консультация «Развитие внимания ребенка, памяти и воображения»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте внимание ребенка становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. К 4-5 годам значительно увеличивается объем внимания – в игре могут одновременно участвовать 2–3 предмета.
Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.
Публикация «Консультация „Развитие внимания ребенка, памяти и воображения“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.
На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.
Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Ребенок внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и “запоминается само”. Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. Даже при запоминании текста большее значение часто имеют ритм и рифма, чем содержание. В конце дошкольного возраста значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием, появляются элементы после произвольного внимания. Начинает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной.
Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Память становится опосредованной. Для развития произвольности нужна установка на запоминание.
Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.
В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Представления фрагментарны, неустойчивы, диффузны, однако они интенсивно развиваются в игровой и продуктивной деятельности. Об этом свидетельствует появление воображения. Для развития представлений необходим практический анализ предметов окружающего мира.
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
Начальные формы воображения весьма бедны и возникают только в ходе выполнения самой деятельности. Лишь постепенно на протяжении дошкольного детства воображение приобретает относительную самостоятельность. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование. Основная линия развития воображения - его постепенное подчинение сознательным намерениям, превращение в средство воплощения определенных замыслов.
Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.
Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.