Светлана Денисова
Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е. В. Колесниковой
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.
Важной задачей по развитию элементарных математических представлений является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности : обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
Публикация «Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е, В, Колесниковой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении задач.
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, смекалистыми – одним словом умными. Общеизвестно, что все мы рождаемся с разными задатками, в том числе и в умственной деятельности, умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам.
Важно помнить народную мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!
Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно–воспитательной работой в детском саду.
Освоение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений, является одним из наиболее важных в системе дошкольного образования в силу особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, развивающей деятельности.
Существует ряд альтернативных программ («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой и др., основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математике в этих программах имеет свои особенности.
Практика обучения показала : на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному, поэтому для более продуктивной работы по данному направлению на протяжении двух лет, для проведения занятий по ФЭМП, я использую программу «Математические ступеньки» п/р Е. В. Колесниковой.
По моему мнению, в программе «Математические ступеньки» подача учебного материала преподносится гораздо интереснее и живее, чем в методике Л. С. Метлиной «Математика в детском саду», по которой я работала раньше. В «Математических ступеньках» раскрываются особенности организации познавательной деятельности детей, направленной не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом, компенсируется дефицит речевого общения, внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных понятиях и представлениях. Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам самостоятельного постижения, в результате чего у них развиваются мышление, память, воображение, самоконтроль и самооценка. Дети начинают контролировать свою работу, руководствуясь пояснением, показом педагога. Включение самоконтроля и самооценки в процесс обучения вызывает существенные изменения в процесс выполнения задания. Дети учатся не только слышать, но и слушать. Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха, ведь ему очень важно, что он думает о самом себе. Так же формируются личностные качества, необходимые для обучения в школе (самоконтроль, самостоятельность, самооценка, инициативность).
Я считаю, что программа «Математические ступеньки» учит детей понимать задачу, организовывать свою деятельность, формировать навык самоконтроля и самооценки, развивает активность и самостоятельность.
Содержание программы отражает систему развития математических представлений, в которой главная роль отводится деятельности ребенка, педагог направляет и руководит.
Программа представляет следующие разделы:
• количество и счет;
• величина;
• геометрические фигуры;
• ориентировка во времени и пространстве.
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
• ознакомление детей с цифрами (со средней группы);
• обучение логических задач, математических загадок.
• знакомство с тетрадью в клетку и способами работы в ней (со старшей группы);
Использование тетради, которая прилагается к программе, помогает мне быстро подготовиться к занятиям. Игровые упражнения, стихи, рисунки, задания практического характера помогают последовательно усваивать поставленные перед детьми задачи. По этим же индивидуальным тетрадям очень удобно выявлять уровень трудностей у ребенка. Детям нравиться заниматься в тетрадях, они с нетерпением ждут следующего занятия.