Лариса Нерух
Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»
Умственное развитие
- это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей.
Поэтому в нашей группе создана такая
Публикация «Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы „Одаренный ребенок“» размещена в разделах
предметно-развивающая среда
, которая направляет внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы.
Организация предметной среды в группе также подчинена цели психологического благополучия ребенка, поэтому она построена так, чтобы гибко и вариативно использовать пространство.
Приглашаю Вас на экскурсию по нашей группе, которая называется "УМки" (от сокращения слов "умные, креативные, интеллигентные").
На лестничной клетке для детей и родителей расположен большой красочный стенд, на котором размещаются фотографии, объявления, консультации и вся важная информация о д/с
А вот и наша раздевалка. С одной стороны -шкафчики, с другой - спортивный уголок.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/23c3aa4f2f0d21b53b33cbbd1a76d71e.jpg.jpg)
Зайдем в группу.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок. Здесь представлены модели, отражающие взаимосвязь живой и неживой природы, дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений, а коллекции минералов, ракушек, камней, гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре учении труде бытовой деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/9aec2d4f5baac591c1a16a346e2bd434.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Чем разнообразнее деятельность ребенка тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей](https://www.maam.ru/upload/blogs/ba24c956907074efe26aada0f4ca7ebf.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Организация предметной среды в группе также подчинена цели психологического благополучия ребенка поэтому она построена так чтобы гибко и вариативно использовать пространство](https://www.maam.ru/upload/blogs/fa86d2dd709ed8fa2c09118c81d3b052.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Приглашаю Вас на экскурсию по нашей группе которая называется УМки от сокращения слов умные креативные интеллигентные](https://www.maam.ru/upload/blogs/2494df1c029d2ad50e35f17f180e1da2.jpg.jpg)
А вот так мы ведем календарь.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 На лестничной клетке для детей и родителей расположен большой красочный стенд на котором размещаются фотографии объявления консультации и вся важная информация о д с](https://www.maam.ru/upload/blogs/cf3576c5417c3bbd3f6148a5481ec5cc.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 А вот и наша раздевалка](https://www.maam.ru/upload/blogs/3f83fdafe5ddd606073a2086e838c15a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 С одной стороны шкафчики с другой спортивный уголок](https://www.maam.ru/upload/blogs/94c82b8d5bfc5dedcc3657cf718c2f15.jpg.jpg)
В нашей группе существует «Лаборатория ЮнИс» (юный исследователь) – это зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, вы-полняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. В «Лаборатории ЮнИс» с помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети «открывают» свойства воды и воздуха, магнетизма и т. д.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Зайдем в группу](https://www.maam.ru/upload/blogs/aa64a7d4a56aa65219b85680f4811b50.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок](https://www.maam.ru/upload/blogs/8304b775a5aebc9f6201c4501fd32e00.jpg.jpg)
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Здесь представлены модели отражающие взаимосвязь живой и неживой природы дидактические игры по темам климат растительный и животный мир природные зоны земного шара и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/00bdb1904f38414784f600a92ba00f79.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений а коллекции минералов ракушек камней гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/3ed6e9d944681eb99a714877a592eb76.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 А вот так мы ведем календарь](https://www.maam.ru/upload/blogs/71802fca25f7ee1efe8f7a41f305b393.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 В Лаборатории ЮнИс с помощью микроскопов лупы простейших опытов и экспериментов дети открывают свойства воды и воздуха магнетизма и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/0de85f2ad36cc4ec27e5bff9b04d8648.jpg.jpg)
Театральный уголок – зона театральных игр. Здесь находятся атрибуты для различных видов театра, куклы и элементы костюмов; рядом с театром находится музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты для игры в «певцов» (микрофоны, музыкальные игры, что позволяет детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей наших воспитанников. А са-мостоятельные инсценировки, концерты, театральные этюды, дидактические музы-кальные игры стимулируют развитие творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра специфика которой заключена в условном характере действий](https://www.maam.ru/upload/blogs/6a77ab755e8013e92accb64000eb5218.jpg.jpg)
Наши воспитанники в течение года участвуют во многих театральных постановках и проектах. Этой теме я посвящу отдельную запись.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию про-дуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. Для этого нами разработаны модели последовательности трудовых действий, которыми дети пользуются при выполнении кратковременных поручений и во время хозяйственно – бытового труда.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия ролевые функции включаться в разнообразные события](https://www.maam.ru/upload/blogs/990e63f6ccf82b0b1bfc92204c908d80.jpg.jpg)
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию мы развиваем, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться (конечно, постепенно) представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Педагоги нашей группы постоянно поощряют трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах, в итоге - трудолюбие станет чертой их личности. Для поддерживания интереса к трудовой деятельности мы нашли эффективный способ педагогического воздействия, который позволяет ребенку быть субъектом своей деятельности. Эффективными формами работы является: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса, «Гора достижений», сделанная совместно с детьми из цветной бумаги.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Театральный уголок зона театральных игр](https://www.maam.ru/upload/blogs/57ae34b60950c00eb13671c866967ac2.jpg.jpg)
Посредством этого макета дети могут реально оценивать себя и свои достижения (в основном в трудовом воспитании, повышать свою самооценку и значимость в детском коллективе.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях раскрытию творческих способностей наших воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/123d3267d35e4dfe6f2741db2f06424d.jpg.jpg)
Наша цель – помочь каждому ребенку достигнуть своей вершины. Это положительно сказывается на активизации дошкольников в трудовой деятельности.
Также в группе организована зона дежурств - «Мы - помощники». Здесь нахо-дятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 А са мостоятельные инсценировки концерты театральные этюды дидактические музы кальные игры стимулируют развитие творческой активности детей как основного качества зрелой личности](https://www.maam.ru/upload/blogs/469d57bf05755f1c9267e27d86bd487f.jpg.jpg)
Пояснение схемы:! - Я молодец! Отлично потрудился! (.) - да, я сегодня трудился.? -а я сегодня трудился?
В этой зоне нами созданы комфортные условия для дежурства. Дети научаются контактировать в коллективе в процессе трудовой деятельности:
- делить обязанности дежурного,
-уметь контролировать свои действия - и в конце дежурства провести самооценку своего дежурства.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Наши воспитанники в течение года участвуют во многих театральных постановках и проектах](https://www.maam.ru/upload/blogs/a8c18967f7ca95788bc48dfe18c63650.jpg.jpg)
Особое внимание в программе «Одаренный ребенок» уделяется конструированию. Поэтому для формирования у детей эталонно-модельной формы опосредования в группе есть уголок конструирования, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Этой теме я посвящу отдельную запись](https://www.maam.ru/upload/blogs/597295f2b4eddcbb0a14d56c2696b0b5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Для этого нами разработаны модели последовательности трудовых действий которыми дети пользуются при выполнении кратковременных поручений и во время хозяйственно бытового труда](https://www.maam.ru/upload/blogs/1a553d1ffdada76c54e958b4638ebc0f.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том что он тесно связан с игрой игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом добиваться лучших результатов](https://www.maam.ru/upload/blogs/cec8a80fb707c83674acbfe95bd7041f.jpg.jpg)
В группе оборудована библиотека. Это зона, где находится художественная литература, подобранная таким образом, что она знакомит детей с различными сторонами действительности. Хорошей традицией нашей группы является домашнее чтение. Родители дома читают детям, а дети в группе делятся прочитанным дома, рисуют рисунки, тем самым выражают свои эмоциональные впечатления на произведения детской литературы. Такая традиция позволила нам создать доверительный треугольник отношений: детский сад, родители и ребенок. И ребенку в этом треугольнике комфортно.
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы но тем значением которое она имеет для других](https://www.maam.ru/upload/blogs/ef0296378817e52b7448691d72444362.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Эту тенденцию мы развиваем ибо она свидетельствует о том что у ребенка начинают складываться конечно постепенно представления об общественной полезности трудовой деятельности человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/aa0c154f0c09b6022eadd32d4bbdd9e8.jpg.jpg)
А для домашнего чтения мы предлагаем список литературы (ежемесячно,который вывешивается в родительском уголке.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Педагоги нашей группы постоянно поощряют трудовую активность воспитанников их уверенность в собственных силах в итоге трудолюбие станет чертой их личности](https://www.maam.ru/upload/blogs/06fc5b4b39117efa7f0bb0fdc42c8383.jpg.jpg)
В группе есть еще одна зона, которая называется «Этот разноцветный мир». Здесь подобраны энциклопедии по разным темам. Последнее приобретение - коллекция энциклопедий Диснея «Открой мир вокруг себя» собиралась и покупалась совместно с детьми и их родителями. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, читаем, а в последствие дети могут сами взять интересующую их книгу и самостоятельно пересмотреть ее еще раз. Здесь же ребята могут познакомиться с родным краем: природой, особенностями климата, традициями и бытом, и узнать побольше о родной стране.
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Для поддерживания интереса к трудовой деятельности мы нашли эффективный способ педагогического воздействия который позволяет ребенку быть субъектом своей деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/a4983b7a35990a5a9c4268c2e8f11ab5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Посредством этого макета дети могут реально оценивать себя и свои достижения в основном в трудовом воспитании повышать свою самооценку и значимость в детском коллективе](https://www.maam.ru/upload/blogs/41bd2495b3166699a86856f51e21e339.jpg.jpg)
УМки – эта познавательно-развивающая зона, где решается несколько задач: сен-сорное, математическое развитие, пространственное ориентирование, обучение грамоте и т. д. Здесь собраны материалы, используемые на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Наша цель помочь каждому ребенку достигнуть своей вершины](https://www.maam.ru/upload/blogs/06ab63e37b570f0c42410440b62dfdd7.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Это положительно сказывается на активизации дошкольников в трудовой деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/4b46547bab747bb7f694214e5f7641ed.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Также в группе организована зона дежурств Мы помощники](https://www.maam.ru/upload/blogs/e0f23993b94d26f03b5018b59ddc0593.jpg.jpg)
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому среда в нашей группе выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.