Лариса Нерух
Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие
- это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей.
Поэтому в нашей группе создана такая
Публикация «Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы „Одаренный ребенок“» размещена в разделах
предметно-развивающая среда
, которая направляет внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы.
Организация предметной среды в группе также подчинена цели психологического благополучия ребенка, поэтому она построена так, чтобы гибко и вариативно использовать пространство.
Приглашаю Вас на экскурсию по нашей группе, которая называется "УМки" (от сокращения слов "умные, креативные, интеллигентные").
На лестничной клетке для детей и родителей расположен большой красочный стенд, на котором размещаются фотографии, объявления, консультации и вся важная информация о д/с
А вот и наша раздевалка. С одной стороны -шкафчики, с другой - спортивный уголок.
Зайдем в группу.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок. Здесь представлены модели, отражающие взаимосвязь живой и неживой природы, дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений, а коллекции минералов, ракушек, камней, гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы.
А вот так мы ведем календарь.
В нашей группе существует «Лаборатория ЮнИс» (юный исследователь) – это зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, вы-полняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. В «Лаборатории ЮнИс» с помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети «открывают» свойства воды и воздуха, магнетизма и т. д.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Театральный уголок – зона театральных игр. Здесь находятся атрибуты для различных видов театра, куклы и элементы костюмов; рядом с театром находится музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты для игры в «певцов» (микрофоны, музыкальные игры, что позволяет детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей наших воспитанников. А са-мостоятельные инсценировки, концерты, театральные этюды, дидактические музы-кальные игры стимулируют развитие творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.
Наши воспитанники в течение года участвуют во многих театральных постановках и проектах. Этой теме я посвящу отдельную запись.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию про-дуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. Для этого нами разработаны модели последовательности трудовых действий, которыми дети пользуются при выполнении кратковременных поручений и во время хозяйственно – бытового труда.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию мы развиваем, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться (конечно, постепенно) представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Педагоги нашей группы постоянно поощряют трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах, в итоге - трудолюбие станет чертой их личности. Для поддерживания интереса к трудовой деятельности мы нашли эффективный способ педагогического воздействия, который позволяет ребенку быть субъектом своей деятельности. Эффективными формами работы является: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса, «Гора достижений», сделанная совместно с детьми из цветной бумаги.
Посредством этого макета дети могут реально оценивать себя и свои достижения (в основном в трудовом воспитании, повышать свою самооценку и значимость в детском коллективе.
Наша цель – помочь каждому ребенку достигнуть своей вершины. Это положительно сказывается на активизации дошкольников в трудовой деятельности.
Также в группе организована зона дежурств - «Мы - помощники». Здесь нахо-дятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).
Пояснение схемы:! - Я молодец! Отлично потрудился! (.) - да, я сегодня трудился.? -а я сегодня трудился?
В этой зоне нами созданы комфортные условия для дежурства. Дети научаются контактировать в коллективе в процессе трудовой деятельности:
- делить обязанности дежурного,
-уметь контролировать свои действия - и в конце дежурства провести самооценку своего дежурства.
Особое внимание в программе «Одаренный ребенок» уделяется конструированию. Поэтому для формирования у детей эталонно-модельной формы опосредования в группе есть уголок конструирования, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
В группе оборудована библиотека. Это зона, где находится художественная литература, подобранная таким образом, что она знакомит детей с различными сторонами действительности. Хорошей традицией нашей группы является домашнее чтение. Родители дома читают детям, а дети в группе делятся прочитанным дома, рисуют рисунки, тем самым выражают свои эмоциональные впечатления на произведения детской литературы. Такая традиция позволила нам создать доверительный треугольник отношений: детский сад, родители и ребенок. И ребенку в этом треугольнике комфортно.
А для домашнего чтения мы предлагаем список литературы (ежемесячно,который вывешивается в родительском уголке.
В группе есть еще одна зона, которая называется «Этот разноцветный мир». Здесь подобраны энциклопедии по разным темам. Последнее приобретение - коллекция энциклопедий Диснея «Открой мир вокруг себя» собиралась и покупалась совместно с детьми и их родителями. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, читаем, а в последствие дети могут сами взять интересующую их книгу и самостоятельно пересмотреть ее еще раз. Здесь же ребята могут познакомиться с родным краем: природой, особенностями климата, традициями и бытом, и узнать побольше о родной стране.
УМки – эта познавательно-развивающая зона, где решается несколько задач: сен-сорное, математическое развитие, пространственное ориентирование, обучение грамоте и т. д. Здесь собраны материалы, используемые на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому среда в нашей группе выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.