Инна Матусова
Развитие у детей первой младшей группы интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
«Развитие у детей 1 младшей группы интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности через использование игровых приёмов»
Матусова И. В.,
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 142»
Публикация «Развитие у детей первой младшей группы интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности» размещена в разделах
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости использования в образовательной деятельности форм, «специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Игра в дошкольном возрасте - не только ведущий вид деятельности, но и одна из самых привлекательных форм деятельности.
Работая с младшими дошкольниками, не забываю, что рисование для детей – это, прежде всего игра. Поэтому в образовательной деятельности по рисованию использую игровые приёмы. Специфика игровых приемов в изобразительной деятельности заключается в том, что они нацелены на решение поставленных дидактических задач и соответствуют им, но в тоже время похожи на настоящую игру.
Мою группу посещают совсем маленькие дети в возрасте от 2 до 3 лет. Их жизненный опыт совсем невелик. Наблюдая за детьми в начале учебного года, пришла к выводу, что у малышей ещё не сформированы многие навыки: дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно). Не могут ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умения сердит и расстраивает малышей, у них пропадает интерес к рисованию, и они оставляют попытки рисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических движений (чёркание, каляки-маляки). Поэтому, учитывая особенности раннего возраста, решила обратить более пристальное внимание на использование игровых приёмов в работе с детьми по рисованию.
Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова утверждают: «Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности дошкольников требуют выделения в отдельную группу игровых приёмов обучения, которые применяются во всех возрастных группах». Игровые приёмы для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста впервые были предложены Е. А. Флёриной. В дальнейшем разрабатывались А. А. Волковой, Т. Г. Казаковой, Г. Г. Григорьевой, Т. Н. Дороновой. Психологические и педагогические исследования (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Леонтьев, Е. А. Флёрина, Р. А. Жуковская, Т. С. Комарова, Т. Г. Григорьева и др.) показывают, что введение игровых приёмов на занятиях повышает интерес детей к изобразительной деятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.
М. М. Рубинштейн считает, что игровой метод должен представлять собой своеобразную модель игры, т. е. включает в себя её основные черты: игровую задачу или игровую мотивацию и игровые действия. А. В. Запорожец, З. М. Истомина в своих исследованиях особое значение придавали созданию на занятиях игровой мотивации, которая должна побуждать детей овладевать программным содержанием. Л. С. Славина, исследования которой посвящены изучению использования игровых приёмов в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечает, что позиция единственного помощника и защитника персонажа является очень действенным мотивом деятельности.
Так что же это такое - игровые приёмы?
Игровые приемы — это способ совместного (воспитателя и ребенка) развития сюжетного игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленных на обучение детей и их развитие.
Изучив методическую литературу по использования игровых приёмов в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исходя из личного опыта, поставила перед собой цель:
развитие у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности, через использование на занятиях по рисованию игровых приёмов. При этом решить следующие задачи:
1. Сформировать у детей интерес к изобразительной деятельности, к результату собственной изобразительной деятельности, желание заниматься изобразительной деятельностью.
2. Развивать у детей умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму (яркий колорит, блестящая поверхность игрушки).
3. Способствовать освоению детьми доступных для них способов изображения в рисовании (ритмичные штрихи, пятна, линии – горизонтальные, вертикальные, пересекающиеся, подведение к изображению округлых форм.
4. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие (цвет, форма свойства и качества предметов, явлений)
Таким образом, ведущей педагогической идеей моей работы является формирование интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, что в дальнейшем будет способствовать личностному и эстетическому развитию детей.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста, поэтому особенно тщательно подхожу к отбору игровых приё мов и выделила следующие требования к их применению:
1. Планирование игровых приёмов с учётом знаний детей об окружающем мире. В этом возрасте важно знать и учитывать игровой опыт детей.
2. Формулирование конкретных задач, которые решаются на занятии при использовании того или иного игрового приёма.
3. Активность детей при выполнении игровых действий, которая является важной для развития творчества. Необходимым условием активности детей является определённый запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.
4. Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу их выполнения.
5. Использования игровых ситуаций со знакомыми, любимыми игрушками, т. к. с ними связаны эмоции, переживания ребёнка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.
6. Логика игровых действий должна соответствовать их реальным жизненным ситуациям (подсыпь снежку, иначе санки не покатятся)
Следует отметить, что до недавнего времени не было научно-обоснованной системы использования игровых приёмов. В дошкольной дидактике отсутствовало определение игровых приёмов, не существовало их чёткой квалификации, недостаточно были изучены возможности и условия их эффективного использования. Очевидно, эта недостаточная изученность вопроса являлась одной из причин незначительного использования игровых приёмов в работе с детьми по изобразительной деятельности. Игровые приёмы, используемые мной, были однообразны, чаще всего они содержали элемент сюрпризности – неожиданное появление игрушки или другого предмета. В настоящее время использую игровые приёмы не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью детей.
Все игровые приемы условно разделила на 2 группы :
1-я группа – сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр 2-я группа : с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль строителя, художника, продавца, волшебника и т. д.
Считаю, что использование игровых приёмов 2-ой группы характерны для детей более старшего возраста, поэтому они мной в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются крайне редко. Наиболее актуальны для меня игровые ситуации 1 подгруппы, которые я охотно использую в работе с детьми. Они включают в себя:
Обыгрывание предметов, игрушек, картин (например, кисточка «Танцует», с ней можно разговаривать, она волшебная). С помощью данного приема я:
- Формирую замысел будущего рисунка;
- Обыгрывание игрушек помогает мне привлечь внимание к изображаемой теме;
- Заинтересовываю детей предстоящей работой.
Обыгрывание незаконченного изображения.
Этот приём направлен мной на руководство процессом изображения. Например,
Девочка замерзнет без шапки…
Пальто без пуговиц – неудобно…
Лицо без глаз – не видно…
С помощью этого приёма даю возможность детям исправить или доработать изображение во время занятия. Например, лошадь щиплет траву и не может до неё дотянуться. Ребёнок догадывается что «трава» растёт низкая, поэтому штрих должен быть длиннее. Или трава изображена не по всему листу (лошадь не может найти травку). В этом случае ребёнок рисует траву по всему листу. Каждый раз разговор с ребёнком веду от лица (имени персонажа).
Обыгрывание изображения в конце занятия.
Например,
Что делает зайчик? (прыгает, скачет и т. д.)
Птичка? (клюет, летает и т. п.)
Структурно каждое занятие состоит из трё х частей:
1. Процесс формирования замысла
2. Выполнение замысла
3. Анализ и оценка детских работ.
В зависимости от типа занятия меняется и серия игровых приёмов.
Вводная часть: подбираю игровые приемы, которые помогают формировать замысел будущего рисунка. Обращаю внимание на то, чтобы дети приняли участие в игровой ситуации, вызываю у них сопереживание. Например, Машеньке очень хочется сходить в лес за елочкой, но у нее на шубке нет пуговиц. Давайте нарисуем пуговицы на Машенькиной шубке.
Дети должны знать, что будет, если они не выполнят поставленную задачу: Маша не пойдет в лес и встретит грустно Новый год.
Могу применить игровые приёмы при восприятии и обследовании изображаемого предмета – прием обыгрывания игрушки.
Основная часть: здесь осуществляю руководство процессом воплощения замысла. Все задачи решаю в индивидуальном порядке:
Обыгрываю рисунки
Даю совет, указание, хвалю от имени игрового персонажа.
Почему в твой автобус боятся пассажиры садиться? Колеса разные, боятся аварии. Надо починить.
Игровые приемы помогают достичь конечную цель. Дети раскрепощаются, смелее работают на занятии.
Заключительная часть: в этой части занятия я стараюсь «оживить» образ – обыгрыванию с детьми готовые работы. Цель: выявить достоинства и слабые стороны в детском творчестве, а также пути устранения недостатков. «Дети, давайте посмотрим, чем заняты воробьи? Ой, какой неуклюжий. Почему? А этот нахохлился, почему?».
Сравнительный анализ уровня овладения изобразительной деятельностью детьми, показал, что увеличилось количество детей, которые могут достаточно смело пользоваться изобразительными техниками : рисуют кружочки, овалы, проводят линии, изображают прямоугольные предметы, закрашивают, подражая образцу, рисуют по собственному замыслу, объясняя, что рисуют (солнышко, дорожку, дождик). Убеждена, что способствовало этому использование игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности.
Внедряя в работу с детьми раннего возраста систему игровых приёмов, мы решаем поставленные задачи. Считаю, что такая работа с детьми раннего возраста даёт положительную динамику, помогает привить интерес детей к рисованию, развивает координационные движения руки, способствует возникновению простейших изображений.
Педагогическая целесообразность освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в первой младшей группе заключается в том, что у детей на этом возрастном этапе активно обогащаются и формируются творческие задатки с помощью интеграции с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие») на основе календарно-тематического планирования.
Результативность опыта.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что:
предметно-развивающая среда, созданная в группе в соответствии с ФГОС ДО, создает благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо;
дети приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе: учатся выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;
у детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия, практические навыки работы с разным материалом, малыши получают эстетическое и эмоциональное удовольствие от своей работы;
анализ психолого-педагогической и методической литературы помогает понять специфику изобразительной деятельности детей раннего возраста, способствует построению деятельности воспитателя с учетом индивидуальных способностей детей и использованию интегративных методов и приемов при развитии творческих способностей детей :
родители становятся активными участниками образовательного процесса, постепенно выстраиваются партнерские отношения между всеми субъектами образования.