ирина гусева
Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой активности посредством художественно – речевой
деятельности.
Актуальность данной проблемы определяется и той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом.
Публикация «Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности» размещена в разделах
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, аргументировано и логично излагать, свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики
Речевое творчество.
В дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Задачи художественно – речевого воспитания.
развить умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;
учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы, в определенном жанре, выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения;
развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;
научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.
Формы, методы и приемы в работе по художественно – речевой деятельности детей :
пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство
любви к художественной литературе, как виду искусства;
использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;
формировать бережное отношение к книге;
учить анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;
развивать речь у дошкольников, воспитывать грамотного читателя;
контролировать процесс семейного чтения.
учить самих сочинять стихи, сказки, рассказы, развивать словотворчество.
развивать творческий потенциал детей, умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт.
продолжать знакомство с тематическим многообразием русской литературы, развивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, используют следующие формы работы:
• Показ диафильмов.
• Слушание сказок на кассетах.
• Литературные викторины.
• Интегрированные занятия
• Комплексные занятия
• Игры с текстом.
• Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.
• Литературные утренники.
• Работа в уголке книги (выставки книг)
• Сочинение стихов и придумывание загадок.
• Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.
• Обыгрывание потешек.
• Чтение литературных произведений.
• Драматизация литературных произведений.
• Дидактические игры по материалам художественных произведений.
• Различные виды театра (пальчиковый, кукольный, настольный, фланелеграф
• Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной
литературой.
При чтении художественных произведений детям можно использовать следующие методические приемы:
Выразительное чтение.
Выборочное чтение.
Повторное чтение.
Чтение в кружок
Показ иллюстраций.
Драматизация отрывков.
Рассказывания по ролям.
Развитие речевого творчества через приобщение дошкольников к миру художественной литературы происходит и на других занятиях, например: экологическое воспитание, обучение грамоте, социально-нравственное. На занятиях по художественно - творческой деятельности необходимо знакомить детей с художниками - иллюстраторами, такими, как: Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Т. Юфа, Е. Сутеев и т. д. Показывать особенности их творчества, обращать внимание на средства выразительности книжной графики. Сконцентрировать внимание детей на то, что рисунок связан с текстом, показывает происходящие события, поясняет и дает оценку поступкам героев.
Дошкольникам очень нравится проигрывать сказки, стихи используя различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, фланелеграф и т. д., проявляют фантазию, творчество.
Особое внимание надо уделять в работе с родителями.
Можно использовать такие формы, как:
• беседы,
• лекции,
• выставки детских работ,
• выставки домашних книг из семейной библиотеки,
• консультации,
• информации.
• Анкетирование
• Вовлечение родителей в совместные досуги
Воспитанники эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказы, рисунки, игры и т. п.). Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе, использование театральной игры способствует формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.
Литература.
Н. А. Ветлугина «Художественное творчество в детском саду».
Н. А. Ветлугина Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду»
И. С. Тышкевич «Развитие речи и творчества старших дошкольников»
Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».
Т. Н. Доронова. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной
деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1980.
Е. И. Николаева «Психология детского творчества»
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчество дошкольников