Михеева Юлия
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Михеева Юлия Александровна
студент, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», специальность Дошкольное образование.
РФ, г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время социальные и экономические реформы устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Это означает, что она должна находить возможность эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, в чём ей помогает развитое воображение, которое следует совершенствовать с самого детства.
Ключевые слова: воображение, виды воображения, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, нестандартные способы развития воображения.
Тема развития воображения детей дошкольного возраста представляет особую актуальность, так как, воображение — особый психический процесс, стоящий отдельно от остальных процессов и одновременно тесно взаимодействующий с такими процессами как восприятие, память и мышление. Его становление образует значимое направление психического развития ребенка и формирование личности.
О. В. Боровик определил, что «Воображение – великая сила. С его помощью мы живём в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее». Он считал, что для его развития нужна постоянная работа, поэтапное обучение с нарастающей сложностью [1, стр 4].
Л. С. Выготский указывает на двойственную роль воображения в поведении человека, выражающуюся в том, что оно может как приводить, так и уводить человека от реальности; оно может быть источником великих теорий, а может и отталкивать от действительности, склоняя к принятию своих фантазий за доказанные истины [2].
Л. С. Выготский так же считает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». По его мнению, «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [3].
Р. С. Немов отмечает, что воображение рассматривается как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [5].
Классификация воображения
По степени контроля человека:
Непроизвольное (пассивное). Появление различных образов происходит без контроля человека.
• Сновидения – эти образы (гипногогические) рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.
• Бред – порождает расстройство работы сознания. Образы как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.
• Грезы занимают промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.
Произвольное (активное). Осознанное создание образов, подходящее для конкретной задачи. В основном развивается в ролевых играх [4].
• Мечта - это образ желаемого будущего. Она обладает колоссальной побудительной силой, невзирая на препятствия и разного рода барьеры.
• Детские фантазии, например, страхи, игры, «придумки» и «выдумки» могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка. Взрослые часто пугаются и принимают за ложь данные фантазии, но это совершенно разные вещи. Дети примерно до 7-8 лет еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. У них начинает бурно развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку».
• Вымыслы (детская ложь) обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых – обман. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Его экстериоризация, выдаваемая для других людей за действительность, и есть ложь.
• Воссоздающее воображение - необходимое условие взаимопонимания людей в общении, обязательный элемент обучения, а именно той его части, которая связана с передачей общественного опыта. Оно приводит к результату, который должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т. е. иметь личностную (детское творчество) ценность.
• Творческое воображение – это самостоятельное создание образов, требующих отборов материалов, в соответствии с замыслом.
Классификации по способам создания образов и результатам деятельности активного воображения:
1. Воссоздающее – создание образов, соответствующих
преднамеренному описанию;
2. Творческое – создание новых образов, в которых отображается действительность, прошедшая через личное восприятие дошкольника [1].
3. Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.
Воображение по своей результативности может быть: продуктивным и репродуктивным.
Продуктивное – воображение, в образах которого имеется много нового (элементов в фантазии). Продукты такого воображения обычно не на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.
Репродуктивное воображение – это воображение, в продуктах которого имеется не только известное, но есть и отдельные элементы нового.
Воображение начинает развиваться довольно рано, хотя в первое время заметить его скрытой работы почти невозможно. Образы, которые обрабатывает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки.
Детское воображение, как идеальный самостоятельный процесс, с каждым годом все чаще начинает возникать абсолютно спонтанно, рождая совершенное — образ, отображающий нечто такое, чего в настоящем никогда не существовало. Поэтому со стороны педагогов и родителей очень важно любыми способами оказывать поддержку и содействие в творческих начинаниях ребенка с самого детства.
Воображение ребенка динамично формируется и активно развивается с помощью различных «детских» видов деятельности, такие как игры, многообразные разновидности художественного творчества, лепки, конструирования, чтения сказок, просмотра мультфильмов, самостоятельного сочинительства и т. д.
Однако довольно часто практика дошкольного образования строится на усвоении принятых идеалов, которые преподносят в готовом виде, а это никак не способствует творческому развитию детского воображения.
В этой статье будут приведены некоторые нестандартные техники развития детского воображения.
«Танграмм».
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов (2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм). Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.
Фигуры необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т. д. Важно-фигуры не должны перекрывать друг друга.
Задания для детей 3-4 лет.
Для детей 3 - 4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (пример) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму, найти правильное положение. (фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур).
Для ознакомления с этой игрой детей постарше, можно использовать такие же задания. Достаточно дать для примера два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.
Задания для детей 5-7 лет.
Детям этого возраста можно складывать модели из фигурок танграма рядом с карточкой-ответом (карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма).
Как только ребенок будет с легкостью справляться с такими заданиями, предлагается собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки.
«Рисуем хокку».
Хокку – это особый жанр японской поэзии. Хокку – самостоятельное и самодостаточное стихотворение из 3-ёх строк. Хокку заключают в себе лирическую или философскую тему.
Детям можно прочесть стихотворение и попросить представить, и рассказать, где они находятся, что видят, что ощущают (разное время года, время суток, природа, звуки, температура).
Пример:
«Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.»
А после предложить нарисовать это хокку так, как они его себе представили. Проанализировать чувства и эмоции от рисунка.
«Цветные сказки».
Детям предлагается придумать, например, «белую» или «зеленую» сказку.
В качестве примера читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
«Волшебные картинки».
Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них.
С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем и обеспечивается усложнение заданий.
«Танец».
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные должны угадать, какой образ задуман (образ может быть задан -«распустившийся цветок», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д., чувства -«радость», «страх», «удивление»).
«Волшебные кляксы».
Предложите ребёнку капнуть любую краску на середину листа и сложить
лист пополам, либо раздуть каплю с помощью трубочки. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. После, тонкой кистью можно дорисовать контур, либо дополнительные детали к образовавшейся задумке.
«Что будет, если…»
Предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Список использованных источников.
1. Боровик, О. В. Развитие воображения: методические рекомендации / В. Г. Петрова, О. П. Гаврилушкина; – Москва: ООО "Центр Гуманитарной Литературы "РОН", 2000. –112с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2011. –305с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии № 5 / Л. С. Выготский.
4. Кравцова, Е. Е. Развитие воображения / Е. Кравцова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С. 37-41. – Текст: непосредственный.
5. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление : учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия : Профессиональное образование).
6. Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения.