МААМ-картинки

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Михеева Юлия
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Михеева Юлия Александровна

студент, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», специальность Дошкольное образование.

РФ, г. Дзержинск

АННОТАЦИЯ

Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время социальные и экономические реформы устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Это означает, что она должна находить возможность эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, в чём ей помогает развитое воображение, которое следует совершенствовать с самого детства.

Ключевые слова: воображение, виды воображения, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, нестандартные способы развития воображения.

Тема развития воображения детей дошкольного возраста представляет особую актуальность, так как, воображение — особый психический процесс, стоящий отдельно от остальных процессов и одновременно тесно взаимодействующий с такими процессами как восприятие, память и мышление. Его становление образует значимое направление психического развития ребенка и формирование личности.

О. В. Боровик определил, что «Воображение – великая сила. С его помощью мы живём в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее». Он считал, что для его развития нужна постоянная работа, поэтапное обучение с нарастающей сложностью [1, стр 4].

Л. С. Выготский указывает на двойственную роль воображения в поведении человека, выражающуюся в том, что оно может как приводить, так и уводить человека от реальности; оно может быть источником великих теорий, а может и отталкивать от действительности, склоняя к принятию своих фантазий за доказанные истины [2].

Л. С. Выготский так же считает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». По его мнению, «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [3].

Р. С. Немов отмечает, что воображение рассматривается как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [5].

Классификация воображения

По степени контроля человека:

Непроизвольное (пассивное). Появление различных образов происходит без контроля человека.

• Сновидения – эти образы (гипногогические) рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.

• Бред – порождает расстройство работы сознания. Образы как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.

• Грезы занимают промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

Произвольное (активное). Осознанное создание образов, подходящее для конкретной задачи. В основном развивается в ролевых играх [4].

• Мечта - это образ желаемого будущего. Она обладает колоссальной побудительной силой, невзирая на препятствия и разного рода барьеры.

• Детские фантазии, например, страхи, игры, «придумки» и «выдумки» могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка. Взрослые часто пугаются и принимают за ложь данные фантазии, но это совершенно разные вещи. Дети примерно до 7-8 лет еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. У них начинает бурно развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку».

• Вымыслы (детская ложь) обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых – обман. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Его экстериоризация, выдаваемая для других людей за действительность, и есть ложь.

• Воссоздающее воображение - необходимое условие взаимопонимания людей в общении, обязательный элемент обучения, а именно той его части, которая связана с передачей общественного опыта. Оно приводит к результату, который должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т. е. иметь личностную (детское творчество) ценность.

• Творческое воображение – это самостоятельное создание образов, требующих отборов материалов, в соответствии с замыслом.

Классификации по способам создания образов и результатам деятельности активного воображения:

1. Воссоздающее – создание образов, соответствующих

преднамеренному описанию;

2. Творческое – создание новых образов, в которых отображается действительность, прошедшая через личное восприятие дошкольника [1].

3. Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.

Воображение по своей результативности может быть: продуктивным и репродуктивным.

Продуктивное – воображение, в образах которого имеется много нового (элементов в фантазии). Продукты такого воображения обычно не на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное воображение – это воображение, в продуктах которого имеется не только известное, но есть и отдельные элементы нового.

Воображение начинает развиваться довольно рано, хотя в первое время заметить его скрытой работы почти невозможно. Образы, которые обрабатывает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки.

Детское воображение, как идеальный самостоятельный процесс, с каждым годом все чаще начинает возникать абсолютно спонтанно, рождая совершенное — образ, отображающий нечто такое, чего в настоящем никогда не существовало. Поэтому со стороны педагогов и родителей очень важно любыми способами оказывать поддержку и содействие в творческих начинаниях ребенка с самого детства.

Воображение ребенка динамично формируется и активно развивается с помощью различных «детских» видов деятельности, такие как игры, многообразные разновидности художественного творчества, лепки, конструирования, чтения сказок, просмотра мультфильмов, самостоятельного сочинительства и т. д.

Однако довольно часто практика дошкольного образования строится на усвоении принятых идеалов, которые преподносят в готовом виде, а это никак не способствует творческому развитию детского воображения.

В этой статье будут приведены некоторые нестандартные техники развития детского воображения.

«Танграмм».

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов (2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм). Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.

Фигуры необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т. д. Важно-фигуры не должны перекрывать друг друга.

Задания для детей 3-4 лет.

Для детей 3 - 4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (пример) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму, найти правильное положение. (фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур).

Для ознакомления с этой игрой детей постарше, можно использовать такие же задания. Достаточно дать для примера два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания для детей 5-7 лет.

Детям этого возраста можно складывать модели из фигурок танграма рядом с карточкой-ответом (карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма).

Как только ребенок будет с легкостью справляться с такими заданиями, предлагается собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки.

«Рисуем хокку».

Хокку – это особый жанр японской поэзии. Хокку – самостоятельное и самодостаточное стихотворение из 3-ёх строк. Хокку заключают в себе лирическую или философскую тему.

Детям можно прочесть стихотворение и попросить представить, и рассказать, где они находятся, что видят, что ощущают (разное время года, время суток, природа, звуки, температура).

Пример:

«Нынче выпал ясный день.

Но откуда брызжут капли?

В небе облака клочок.»

А после предложить нарисовать это хокку так, как они его себе представили. Проанализировать чувства и эмоции от рисунка.

«Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «белую» или «зеленую» сказку.

В качестве примера читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

«Волшебные картинки».

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них.

С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем и обеспечивается усложнение заданий.

«Танец».

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные должны угадать, какой образ задуман (образ может быть задан -«распустившийся цветок», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д., чувства -«радость», «страх», «удивление»).

«Волшебные кляксы».

Предложите ребёнку капнуть любую краску на середину листа и сложить

лист пополам, либо раздуть каплю с помощью трубочки. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. После, тонкой кистью можно дорисовать контур, либо дополнительные детали к образовавшейся задумке.

«Что будет, если…»

Предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Список использованных источников.

1. Боровик, О. В. Развитие воображения: методические рекомендации / В. Г. Петрова, О. П. Гаврилушкина; – Москва: ООО "Центр Гуманитарной Литературы "РОН", 2000. –112с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском

возрасте / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2011. –305с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии № 5 / Л. С. Выготский.

4. Кравцова, Е. Е. Развитие воображения / Е. Кравцова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С. 37-41. – Текст: непосредственный.

5. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление : учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия : Профессиональное образование).

6. Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображенияМастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2022 в 17:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Михеева Юлия (УИ 2467139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД