Папки-передвижки

Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Ольга Максимова
Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

«Духовная жизнь ребенка полна

лишь тогда, когда он живет

в мире сказок. творчества,

воображения, фантазий, а без

этого он засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах

В период дошкольного детства весьма важно создать благоприятные педагогические условия для формирования и приумножения творческого потенциала воспитанников, побуждающего их к созидательной самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, основанным на игре воображения, к собственным вариантам реализации двигательных задач.

Одной из важнейших задач, на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть с активным творческим началом.

Процесс обновления образования происходит со значительной скоростью. В сферу инновационной деятельности в настоящее время включается всё большее количество педагогов.

Дошкольное образовательное учреждение занимается нововведениями, работают в режиме развития. Идёт усовершенствование, рационализация, видоизменение имеющихся уже в практике работы. Ведётся активный поиск путей решения существующих в дошкольном учреждении проблем. Какой бы не была причина инновационной деятельности в ДОУ, её результаты не должны оставаться без внимания.

Внедрение с систему дошкольного учреждения современных фитнес-технологий, наряду с традиционными средствами физического воспитания, будет способствовать не только укреплению здоровья, обогащению двигательного опыта, повышению уровня физической подготовленности воспитанников, но и формированию их творческого воображения, лежащего в основе самостоятельного создания новых двигательных образов, идей, фантазий.

Педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Давая определение понятию «творческие способности» под ним можно понимать индивидуальные особенности человека, определяющие удачность выполнения им творческой деятельности разного рода.

Формировать творческие способности можно через различные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники и т. д.

Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики.

Для развития творчества наряду с традиционными мы используем нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики: сюжетную, игровую, с элементами танцевальных движений, ритмической гимнастики, фитбол-аэробики, упражнений на дыхание и т. д.

Сюжетная зарядка проводится в форме двигательных рассказа или сказки, например: сказка «Репка», где дети не выполняют наклоны, а тянут репку,

Танцевально-ритмическая разминка включает танцевальные шаги в различных направлениях по одному и в парах, бег под музыку, хлопки в ладоши, ритмичные движения руками, гимнастические упражнения, музыкальные игры.

Игровая утренняя гимнастика состоит из нескольких подвижных игр разной степени интенсивности, в процессе которых непрерывно меняются действия играющих в зависимости от сюжета и правил. Игровые ситуации и образы, безусловно, способствует развитию инициативы, мышления, помогают формировать двигательное воображение и творческие способностей детей.

Образовательная деятельность по физической культуре с детьми осуществляется в нетрадиционных формах: сюжетные, комплексные, интегрированные, тематические, игровые.

Это даёт результативность в применении новых форм работы. У детей выявляется творческий потенциал и развиваются их двигательные способности, всестороннее развитие личности дошкольника через развитие его творческих способностей, «открытие для себя». Идёт развитие познавательной активности, воображения; формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки; развиваются физические качества – гибкость, сила, выносливость, координационные способности; формируется пластичность, грациозность у девочек, мужественность у мальчиков; развивается чувство ритма, внимания, умение согласовывать движения с музыкой, укрепляется здоровье воспитанников, физическая и умственная работоспособность и активность.

Главное правило – это соблюдение сотворчества педагога и ребенка. Необходимо уходить от традиционных приемов физкультуры и переходить к двигательной деятельности детей с использованием элементов творчества.

Среди всего многообразия их видов в большей степени развитию творчества способствуют сюжетные занятия по мотивам сказок.

Занятия по физкультуре в сюжетной форме начинаются с рассказа педагога, который может быть построен по литературному произведению или народной сказке, сюжету, придуманному самим инструктором по физической культуре. Воображаемая ситуация стимулирует их к выполнению физических упражнений. Дети самостоятельно находят способы выполнения основных движений, входя в образ героя, выполняют имитационные движения, подражают его характеру, поведению.

Планируя занятие в сюжетной форме, педагог дает возможность каждому ребенку побывать в сказке, очутиться на таинственном острове или в волшебном лесу, приземлиться на Северном полюсе или путешествие в джунгли. Попадая в такую игровую ситуации, дети расширяют свой кругозор, развивают воображение. Их внимание сосредоточено на целенаправленном выполнении заданных движений. Например, разложить много «ручейков»: широких и узких, коротких и подлиннее, объяснить, что текут они в разные стороны. Дети прыгают, кто через какой хочет, меняются местами, ведь каждому хочется попробовать перепрыгнуть и через один, и через другой. В такой ситуации детям предоставляется возможность выбирать, и это самое начало их творческих, еще не осознаваемых поисков. Такой подход поддерживает интерес к процессу обучения, стремление многократно повторять движение. Моя задача на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делаю предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе ребят. Это помогает им поверить в свои силы и возможности.

Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если педагог применяет педагогические методы:

1) Беседы с элементами движений («Беседа о мешочке с песком» – показать разные физические упражнения с мешочком; «Беседа о птицах» – изобразить птиц: воробья, павлина, пингвина и др.);

2) Двигательные загадки («Изобрази какое-либо животное, а мы попробуем узнать его»; «Прослушай загадку и покажи отгадку»);

3) Игровые задания:

• «Представьте, что вместо мяча у вас в руках мелок. Нарисуйте мячом круг или квадрат»;

• «Покажите свой способ выполнения поворота из разных исходных положений» (из и. п. стоя, стоя на коленях, сидя, в паре и т. д.);

• «Как еще можно выполнять повороты из исходного положения стоя?»;

• «Кто больше придумает прыжков на месте? У кого интереснее?».

4) Проблемные ситуации (задания в играх соревновательного характера):

• «Пройди по гимнастической скамейке любым способом, не повторяя способ передвижения впереди идущих детей»;

• «Доберись до скамейки любым способом, но не бегом».

• Подгруппе детей: «Сначала постройте переправу из имеющегося физкультурного инвентаря, затем пройдите по ней».

5) Игровое экспериментирование: прокатывание разных мячей.

Необходимо предположить и проверить, какой мяч покатится дальше. Мячи, разные по диаметру (большой, малый, по весу (резиновый или медбол, с разной поверхностью (гладкий или массажный) и т. д.

Вариаций множество, стоит только подключить фантазию. Зачастую дети сами предлагают интересные варианты. В этом случае просто и естественно решается проблема двигательной активности – дети движутся все одновременно, в удобном для каждого ритме и темпе. И что особенно радует, все действия они выполняют с большим удовольствием, без принуждения.

Двигательные навыки, которыми дети овладевают на занятиях, закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для ребят радостью. Мне кажется скучным просто объявлять в конце занятия название игры. Можно сделать начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли.

- предложить найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и мы выбираем игру;

- рассказать короткий стишок про персонажа из игры или загадать загадку;

- старшим детям предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;

- какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;

- напомнить, что нужно совершенствовать прыжки в длину и дети сами называют игры, где используется это движение.

Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.

Вместе с детьми были придуманы и доработаны такие подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Волшебник», «Упрямые обезьянки», «Змейка», «Летите, голуби», «В свой огород», «Островки спасения», «Гусеница». С успехом используются эти и другие игры.

Развивающий потенциал физических упражнений, подвижных игр огромен. В арсенале средств, формирующих личность они – самая благоприятная основа детской изобретательности и самая доступная форма сотворчества ребенка и взрослого.

Игра «Змейка»: педагог берет за один конец длинную прочную веревку (3-4 метра, желательно свитую из разноцветных жгутиков. Это и будет ядовитая змея. Делая волнообразные движения и быстро перемещаясь по площадке, имитирует извивающуюся и уползающую змею. Дети догоняют ее, стараясь наступить на «хвост змеи». Игра прекращается, когда все дети наступят на веревку. (Во избежание столкновений, в игре одновременно могут принимать участие не более 5-7 ребят). Если дети будут играть босиком, то наряду с такими физическими качествами, как равновесие, быстрота эта игра способствует и профилактике плоскостопия.

Игра «Летите, голуби»: для отработки броска вперед-вверх отлично помогают бумажные «голуби». Дети сами складывают себе по два «голубя» и соревнуются, метая их на дальность правой и левой рукой. Можно усложнить игру, поставив условие, что «голубь» должен перелететь через натянутую веревку или достигнуть определенной цели.

Игра «Островки спасения»: на полу по количеству игроков раскладываются маленькие коврики – это островки среди океана. Пока звучит музыка, дети, имитируя плавание, двигаются между островками. На сигнал: «Акула!» стараются занять место на островке. Постепенно островков становится все меньше, но выбывших игроков нет, так как дети помогают друг другу удержаться по несколько человек на одном островке. В конце концов остается всего один остров. Спасется всякий, кто хотя бы оной ногой наступил на край острова. Друзья помогают устоять. Таким образом, в игре воспитывается взаимовыручка, умение сочувствовать.

Игра «В свой огород»: участвуют два игрока. Они располагаются на противоположных сторонах площадки за чертой лицом друг к другу. Между ними на одинаковом расстоянии параллельно лежат гимнастические палки по 5-6 штук со стороны каждого игрока. Одна палка, одиннадцатая, находится посередине, она должна отличаться по цвету от остальных. После сигнала игроки переносят за свою черту по одной палке. Тот, кому достанется средняя палка, становится победителем.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий обычно проводится досуг, физкультурная сказка или праздник в процессе которых используются освоенные на физкультурных занятиях упражнения, игры, эстафеты.

Физкультурные праздники и досуги также решают задачу формирования творческих способностей детей.

Уже на этапе подготовки к досугу или празднику педагоги вместе с воспитанниками готовят атрибуты для украшения зала, придумывают эмблемы команд, приветствия. Совместная со сверстниками деятельность, игры, оформление зала и отдельных видов соревнований, музыкальное сопровождение, торжественное открытие и закрытие праздника – все это развивает у детей эстетический вкус, чувство красоты, воображение, стимулирует их творчество. Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости, желание заниматься физической культурой.

На протяжении двух лет использую программу "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста", технологии «Здоровый дошкольник», «Физическая культура – дошкольникам», «Весёлая физкультура для детей и их родителей».

Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения.

Результатом работы по формированию творческих способностей у наших воспитанников в процессе физического воспитания является умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД