Получи документы

Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования (6 фото)

Светлана Попова
Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования

Система работы учителя дополнительного образования ГБОУ школы № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга Поповой Светланы Ивановны

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я, может быть, пойму,

вовлеки меня – и я этого не забуду никогда.

Конфуций

Покажи, пойму, вовлеки, не забуду…. В значении этих слов – удивление и интерес, которые помогают человеку сократить путь «вхождения» в культуру. Условия работы в ГБОУ школе № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга позволили мне, как педагогу изобразительного искусства, найти оригинальное решение: построить свою деятельность на основе синтеза слова, образа, пластического и графического воплощения в материале. Во внешкольной студийной деятельности в области декоративно-прикладного искусства заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Увлекательно, заманчиво предлагая тот или иной вид изобразительной деятельности, я стараюсь способствовать развитию художественной мысли. Пробуждению эстетического чувства своего ученика. Развитие творческого потенциала становится одним из важнейших факторов развития личности и предлагает творческую самореализацию и саморазвитие личности.

Публикация «Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования» размещена в разделах

Понятие «развитие» многогранно. Под развитием личности чаще всего понимается процесс закономерной и необратимой смены следующих друг за другом качественных изменений в личности человека, его духовной жизни.

Дети должны воспитываться и обучаться не только для настоящего, но и для будущего всего человечества. Представляя ребенка всепоглощающей, любопытствующей, принимающей, развивающейся, но еще маленькой уникальной личностью, я вижу свою роль в осуществлении функции проводника-учителя, связывающего его с искусством, историей, культурой, миром и природой, готового отвечать на его вопросы, обучать и насыщать знаниями, раскрывать горизонты для развития творческого потенциала, учить самостоятельно двигаться в информационном пространстве. Учитель-проводник способен на обратную связь, когда запрос общества, национальной и мировой культуры, запрос «будущего» направлен на ученика.

Взяв за основу такие рассуждения, мною была выстроена система работы, целью которой является создание арт-среды, формирующей личность, способную к самореализации и саморазвитию, умеющую в дальнейшем вносить позитивный вклад в развитие культуры.

Успешность в достижении цели, в первую очередь, зависит от решения поставленных перед всеми участниками образовательного процесса задач:

- раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал личности;

- убедить обучающегося в способности включения механизмов саморазвития;

- актуализировать задатки, интеллект, развить творческую мотивацию;

- научить формировать через создание арт-объектов творческую среду, которая позволяет гармонично влиять как на саму личность, так и на социум в целом.

Развитие творческого потенциала личности может происходить только в процессе выполнения человеком созидательной деятельности, которая является для него ведущей в данный момент. Для ребенка ведущая деятельность – учебно-познавательная. С целью повышения эффективности этого вида деятельности учащегося и, как следствие, более успешного развития его личности, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

- Зачем учить?

-Чему учить?

- Как учить?

Ответы на эти вопросы я нахожу в технологии творческого саморазвития, раскрытой в работах таких академиков и профессоров как Андреев В. И., Орлов Ю. М., Цукерман Г. А. и в личностно-ориентированной педагогической технологии, истоки которой содержатся в положениях диалоговой концепции культуры М. Бахтина и В. Библера.

Именно эти технологии предполагают построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся на принципах научности, практической деятельности, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, прочности, креативности, свободы.

Работа по развитию творческого потенциала ребенка в таком уникальном учреждении как ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга предусматривает различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:

- занятие как специально организованная форма обучения;

- нерегламентированные виды деятельности;

- конкурсы, выставки и другие формы свободного общения.

В нашем учреждении особое внимание уделяется поиску эффективных и эффектных методов и приемов. Из применяемых методов обучения особого внимания заслуживают практические методы (это различные упражнения и практические работы, наглядные (развивающие зрительный ряд, несущие обучающую информацию, активные (такие, как решение проблемных задач, обучение по алгоритму, анализ конкретной ситуации) и метод научного исследования (например, «мозговая атака»).

На своих занятиях я использую творческий «трансформер», который представляет собой синтез следующих художественных направлений: художественной росписи, декоративной живописи, декоративной графики, конструирования, бумагопластики, тестопластики, моделирования.

Такой синтез позволяет использовать не только традиционные, но и нетрадиционные художественные приемы и техники.

На представленных ниже работах можно увидеть тот самый трансформер, в котором смешаны декоративно-графические приемы: соленое тесто и декоративная роспись акрилом, акварельные техники «по-мокрому» и украшение бисером. В работах также используются ткани, бусинки, шнуры, макаронные изделия, пайетки.

Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования
Фото №1 Конфуций Покажи пойму вовлеки не забуду Фото №2 В значении этих слов удивление и интерес которые помогают человеку сократить путь вхождения в культуру

Урок искусства – это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс, в котором используется необходимый арсенал эмоционально-образных средств воздействия, зрительный, поэтический, музыкальный материал, фрагменты литературных произведений. Советский педагог-новатор Сухомлинский В. А. писал: «Ученик есть, прежде всего, человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой «эмоционального пробуждения разума». Процесс обучения становится личностно-ориентированным. Основное содержание урока развертывается на эмоционально-психологическом уровне, вырабатывается устойчивая потребность в нахождении собственного «метода работы», собственного творческого «почерка», собственных методических приемов.

Так, условно любое занятие в студии можно представить в виде четырех, взаимно переплетающихся колец, где первое кольцо «отвечает» за познавательную функцию. Второе кольцо – кульминационное. Именно в этой части занятия учащиеся становятся исследователями и работают над своими «шедеврами». Третье кольцо – это работы учащихся, их отчеты и наблюдения. Возвращаясь к хронологии моего занятия, логично определяется и последнее кольцо – это рефлексия учащихся: их размышления, самореализация и самоактуализация.

Главное – помнить, что каждое занятие всегда должно начинаться с диалога, заканчиваться тоже диалогом, но многоуровневым: ученики устанавливают отношения не только со своим творением, но и способны к диалогу культур. Таким образом, застывшие работы за «стеклянной витриной» «оживают», наполняются дыханием, в них начинает пульсировать жизнь, а у ребенка формируется представление о мире, зарождаются «силы» к дальнейшей деятельности.

Остановлюсь на некоторых приемах актуализации внимания учащихся.

Прием «Удивление» – это может быть и использование яркого картинного пятна, и использование необычных материалов (например, соль, пенопласт, воск, как средства создания спецэффектов).

Прием «Интеллектуальный штурм» – это и иллюстрирование музыкального произведения, составление мозаичного панно, и создание ассоциативных работ.

В образовательном учреждении ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищенно. В его сознании необходимо создать образ учреждения как чего-то светлого, всегда интересного, веселого и доброго. Атмосфера эмоционального подъема и психологический комфорт возможны при построении обучения с опорой на игровые формы. Например, прием «Актер». Я применяю игру интонацией, различные театрализованные действа. Использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает мотивацию и облегчает усвоение учебного материала.

Интересным является и прием «Создание большого интерьерного панно». Из отдельных работ учащихся моделируется целостная картина, где гармонично сочетаются различные виды художественной и декоративной деятельности (тестопластика, аппликация, конструирование, рисование, художественная роспись и т. д.). Воздействие художественного панно рассматривается как арт-терапевтическое средство. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое: развить в себе спонтанность, совершенствовать внимание, память, мышление; изучить свой жизненных опыт с необычного ракурса. Ее задача – не сделать всех людей художниками или актерами, а в процессе работы над картиной помочь человеку найти выход своим чувствам, желаниям, мечтам, смоделировать новое позитивно-творческое состояние.

Система использования всех этих приемов способствует выработке у ребенка потребности к самостоятельной деятельности, стимулированию его активности на занятии.

Система работы не была бы логически завершенной, если бы она не коснулась всех функций творческого обучения. Их можно представить как набор стратегических и тактических знаний.

Информационная функция включает в себя разнообразие материалов и техник, специфику образного строя и языка арт-объектов.

Систематизирующая функция предполагает логику в развитии материалов, тем в единой цепи познания.

В функцию закрепления и контроля входит система творческих заданий, формирование композиционных навыков и умений в процессе воплощения собственных замыслов; формирование и нарабатывание в памяти зрительных образов, насыщение зрительного ряда.

Воспитательно-развивающая функция реализуется через духовно-эмоциональную сферу.

Саморазвивающая функция раскрывается в поиске самостоятельных образных решений и художественно-изобразительных средств.

Подтверждением эффективности данной системы работы могут служить результаты психолого-педагогических исследований.

Предлагаю вам на рассмотрение анализ результатов адаптированного комплексного теста на определение динамики развития творческой деятельности, проведенного среди учащихся средней группы. В данном тесте проанализированы базовый (входной) уровень и уровень развития при завершении одного из курсов программы «Тестопластика».

Вывод: анализ итоговых данных адаптированного комплексного теста показывает общую положительную динамику уровня развития творческой деятельности учащихся средней группы.

С одной стороны, рост небольшой, и хотелось бы достичь более высокого уровня, но мы понимаем, что пройдена только одна ступень из общей программы, и есть еще время для дальнейшей работы.

По результатам адаптированного теста «Проективный рисунок» я хочу показать, как происходит изменение личностных характеристик ребенка.

Ниже представлены некоторые работы ученика 3 класса, находящегося в школе на индивидуальном обучении. Работы выполнены в момент поступления в студию и через ряд занятий.

Работа, выполненная в момент поступления ребенка в студию

Фото №3 Во внешкольной студийной деятельности в области декоративно прикладного искусства заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся

Работы, выполненные через четыре месяца занятий ребенка в студии

Фото №4 Увлекательно заманчиво предлагая тот или иной вид изобразительной деятельности я стараюсь способствовать развитию художественной мысли Фото №5 Пробуждению эстетического чувства своего ученика

Учитывая следующие показатели: распределение времени, использование пространства, местоположения, цвета, светотени и мазка, содержание, движения и жесты, ритмическое исполнение, были сделаны следующие выводы:

- если на первых тестовых рисунках ребенок показывает агрессию в цветовом решении, нервозность и неуверенность в мазке, нажиме и характере линий, то в последующих работах можно проследить изменения эмоционального состояния, влияющего на жест, линию, цвет;

- через результат «удачи» закрепляется ощущение своего «Я».

Критериями эффективности моей системы работы являются:

- адаптация в социуме;

- самореализация всех участников образовательного процесса;

- креативность всех участников образовательного процесса;

- способность адекватно реагировать на вызовы современности, в том числе через самоопределение.

Результат системы также подтверждается участием детей в Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах и выставках, интересом учащихся к творческой деятельности. Мотивация детей, мучительные поиски и сомнения педагога, постоянные вопросы: а права ли я, каков итог – все это является тем двигателем, который, пусть не в одночасье и не всегда так, как хотелось бы, приводит к ожидаемому результату.

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я, может быть, пойму,

вовлеки меня – и я этого не забуду никогда.

«Вовлечь», «увлечь», «завлечь» – так создается полноценная внутренняя духовная жизнь Человека. Так формируется «ландшафт» детской души. Так рождается личность с состоянием любви к себе, к другим, к миру….

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 21:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД