Татьяна Ветлугина
Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий
Мир детства. Это неповторимая страница жизни каждого человека. Нередко музыкальные способности не проявляются у ребенка рано, но их отсутствие не значит, что ребенок не музыкален. Я считаю, что развитие ребенка индивидуально, что у ребенка прежде всего необходимо воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку. Для достижения этой цели я определила для себя следующие задачи:
Публикация «Развитие творческого потенциала музыкального руководителя посредством использования различных педагогических технологий» размещена в разделах
• Стимулировать творческую активность детей;
• Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом знаний;
• Развивать музыкально – образное мышление детей.
Поэтому я использую в своей работе, помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, дополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.
В программе «Синтез искусств» О. А. Куревиной, задачи эстетического воспитания решаются интегрировано: ИЗО, музыка, чтение художественной литературы, что позволяет сделать вывод: интеграция образовательных областей развивает творческие способности дошкольников.
Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках.
В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств : музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и скорбной.
В методическом пособии М. Д. Маханевой четко разработана система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Это: семья – детский сад – родная улица – район – родной город – страна, её столица, символика. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек и дедушек, участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах, детям открываются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Основной формой работы является тематическая НОД, развлечения. Из массы впечатлений, которые получает ребенок, отбираю те, которые наиболее ему доступны: природа родного края, народные традиции. Знакомясь с родным городом, дети начинают понимать, что их город – частица Родины, что люди повсюду трудятся, берегут и охраняют природу, отмечают общие праздники. Пособие Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников» помогает в разработке конспектов НОД, на которых решаются задачи по воспитанию чувства любви к родному городу, родной стране.
В своей работе по музыкальному воспитанию большое внимание уделяю фольклору. Разучивая народные песни и хороводы, дети быстро усваивают их мелодию и ритм. Народные песни исполняются с инсценированием, что детям очень нравится.
А это способствует формированию у детей интереса к народным традициям.
Частые гости в нашем детском саду артисты областной филармонии. Встречи проходят в теплой, непринужденной обстановке, где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, народной музыкой. Дети пляшут, играют и поют вместе с артистами.
Приобщая детей к искусству фольклора, я стараюсь пользоваться опытом народной педагогики, которая предполагает использование наглядности, игры, детского творчества. Дошкольники применяют свои навыки и умения в пении, игре на детских шумовых инструментах - в игровых действиях, на праздниках и развлечениях. Нравственно – эстетический потенциал музыкального фольклора для развития личности ребенка огромен.
В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, «Танцевальной ритмике» Т. И. Суворовой я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмические движения. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.
Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет ( авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.
Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева). В программе «Ладушки» меня привлекает комплексный подход к НОД: патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.
Использование различных педагогических технологий обогащает мой собственный опыт педагогической деятельности, является эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Я считаю внедряемую работу необходимой для развития творческого потенциала музыкального руководителя.