Кольцовская Ирина, к.п.н.
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества
Кольцовская Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель, г. Дзержинска Нижегородской области
МКДОУ «детский сад № 80»
«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества»
В настоящее время можно констатировать недостаточность разработанных технологий развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества» размещена в разделах
Сегодня в практике существуют противоречия между:
- необходимостью в настоящее время развивать творческую личность ребенка и ориентацию дошкольного образования в массовой практике, в основном на репродуктивную деятельность,
- необходимостью обновления музыкально-педагогических технологий и ориентацией музыкально-педагогического процесса в практике МДОУ, в основном на организованную деятельность, прежде всего, на музыкальные занятия.
Эти противоречия высвечивают проблему творческого потенциала подрастающего поколения, т. к. в настоящее время недостаточно изучены вопросы о возможности развития творческого потенциала у дошкольников средствами музыкальных импровизаций.
В этой связи возросла потребность в инновационных педагогических технологиях музыкального образования, которые направлены на раскрытие и развитие творческого потенциала дошкольников.
Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. При этом, как отмечает Н. А. Ветлугина, под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство.
Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, А. И. Кантинене, рассматривают детское музыкальное творчество как вид деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). Песенное творчество – это импровизация попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры.
В последние десятилетия большое распространение в психолого-педагогической науке и практике получила личностно - ориентированная образовательная парадигма, рассматривающая ребенка как творца, субъекта собственной деятельности, самореализации, самораскрытия, самостановления. (А. В. Брушлинский, ПВ. Зинченко, Э. В. Ильенков, А. Маслоу,и др.)
Известный психолог Маслоу А. писал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать”.
В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина «импровизация» : Импровизация – от лат. Improvisus - непридвиденный, неожиданный, внезапный. Метод творчества в музыке и некоторых других видах искусства, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом.
Развитие творческих способностей детей представлено во многих современных образовательных программах. К таким программам можно отнести: Программу Э. П. Костиной «Камертон», Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Т. С. Комаровой; А. В. Антонова, М. Б. Зацепина; программу «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан; программу «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан, и другие.
Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты развития творческой личности исследовались многими учеными, исследование, посвященного разработке песенных импровизаций детей дошкольного возраста, направленные на раскрытие творческого потенциала, до настоящего времени не проводилось.
Основная цель: обосновать и практически разработать систему музыкальных импровизаций, содействующую обеспечению качества музыкального образования.
Песенное творчество состоит из нескольких этапов:
Первый этап, представляет собой первичные проявления песенного творчества, который включает в себя речевой этап (по теории В. Б. Асафьева, и вокализацию стихов (техника А. Д. Демченко).
Второй этап - песенные импровизации.
Песенные импровизации разделяются :
1. Импровизации в виде творческого задания, где предполагается обязательное участие взрослого, который задает задание, в ходе которого ребенок должен импровизировать. Различаются виды вокальной импровизации : диалогическая, импровизация на эмоционально – образную ситуацию, на определенный жанр, настроение, лад, ритм и. т. д.
2. Собственно песенные импровизации, без участия взрослого, которые предполагают самостоятельное сочинение песни «здесь и сейчас».
Импровизация рассматривается как средство накопления музыкального песенного опыта, формирования интонационного “словаря”, осмысления законов формообразования. Например, в программе «Камертон» Э. П. Костиной, усложнение песенных импровизаций происходит в соответствии с четко поставленными задачами.
Экспериментальная деятельность первого года позволила выявить положительные результаты. Увеличение показателей выбранных методик говорит, об эффективности разработанной педагогической системы музыкальных импровизаций, содействующая обеспечению качества музыкального образования.