МААМ-картинки

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ

Юлия Кудрявцева
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Круги Луллия

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) со­здал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пи­рамидки).

В верхней ча­сти стержня ус­танавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество сек­торов. При сво­бодном враще­нии кругов под стрелкой оказы­ваются опреде­ленные сектора. Луллий на секто­рах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо бы­ло расшифровать, подключив воображение.

Публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ» размещена в разделах

Для работы с дошкольниками целесооб­разно использовать не более четырех кру­гов разного диаметра с количеством секто­ров от 4 до 8.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознаком­лению с окружающим, развитию речи, мате­матике и др.

Методические рекомендации по пост­роению системы тренингов.

· Круги Луллия представляют дошкольни­кам как чудесные кольца или загадочные круги.

· Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

· В работе с детьми пятого года жизни ис­пользуют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

· Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых ис­пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.

· Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

· Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их).

· Тренинг должен состоять из двух час­ тей: 1) уточнение имеющихся знаний в оп­ределенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображе­ния (фантастическое задание - ФЗ).

Технологическая цепочка проведения тренинга.

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитате­ля они находят на нижнем круге изображе­ние яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и рас­полагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, ка­кие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза - болото - апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может рас­ти в таком месте и приносить подобные пло­ды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантас­тического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудес­ную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понра­вится, что на ней растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразо­вания составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организует­ся продуктивная деятельность (лепка, рисо­вание и т. п.).

Ожидаемые результаты.

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, на­ пример: "Подберите карточки с изображе­нием домашних животных".

Самостоятельное придумывание до­школьниками как реальных, так и фантасти­ческих заданий.

Составление рассказов о практической зна­чимости объектов с необычными признаками.

Младший возраст (3-4 года)

1. На малом круге воспитатель располага­ет картинки с изображением животных (со­бака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.

Реальное Задание (РЗ) : найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Напри­мер, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ) : подумать и сказать, каким образом ма­ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Средний возраст (4-5 лет)

1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге - геометрические формы (треуголь­ник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подо­брать соответствующую ему геометричес­кую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треуголь­ник, цифра 8 (результат - восемь вишен тре­угольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно из­влечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

Старший возраст (5-6 лет)

1. Первый (верхний) круг - образцы ма­териалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Вто­рой круг - изображения объектов (стул, те­лефон, пылесос и т. д.). Третий круг - изоб­ражения местонахождения объектов (квар­тира, улица, космический корабль). Четвер­тый круг - образцы цветов (малиновый, го­лубой и т. д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и опре­делить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрел­ кой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что. (Ответы детей.)

Игры и творческие задания

Средний возраст (4-5 лет)

"Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объ­ектов. Побуждать к объяснению практичес­кой значимости необычного сочетания из­вестных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на ма­леньком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

"Новая сказка"

Цель. Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изоб­ражения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой". ("Красная Ша­почка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказ­ки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как ско­ворода может помочь поросятам справиться с волком?"

"Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в ко­торых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, вол­шебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображени­ем сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).

РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказ­ки и найди место, где разворачивается сю­жет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. Назови героя и его но­вое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рас­сказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Работает на Joomla!

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I» Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I». Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ
Опубликовано: 19 октября 2023 в 15:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД