марина Белкина
Развитие творческих способностей учащихся в Угдмц
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Уфимский городской детский морской центр имени контр-адмирала М. И. Бакаева»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Развитие творческих способностей детей в объединении «Стендовое судомоделирование»
Заведующая методическим отделом - Белкина Марина Фёдоровна
Публикация «Развитие творческих способностей учащихся в Угдмц» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, в стремлении избежать традиционных решений, в выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей преподавателя является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Новые социально-экономические условия жизни вызывают необходимость теоретических исследований по определению условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой активности в условиях постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.
Таким образом, развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.
Современная система дополнительного образования активно стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки прикладной деятельности. Творческая деятельность детей организуется так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца» : от восприятия действительности, рождения творческого замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию изделия в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Детское творчество специфично. Нередко оно является результатом ориентировочно-исследовательских действий. В нем проявляется стремление ребенка выразить словами свое отношение к окружающему, свое мироощущение, передать в содержании конструкции и свои впечатления, переживания, представления и т. д.
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В связи с этим на занятиях по прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли: конструктора, художника, рабочего-станочника, которые способствуют развитию творческих способностей.
В методике обучения стендовому судомоделированию говорится о «творчестве» и «конструировании».
Творческие и конструкторские задания должны требовать от учащихся не любых, а совершенно определенных действий, направленных на реализацию конкретных конструктивных задач. Это могут быть задания связанные с усовершенствованием функциональной роли изделия в целом или отдельных его деталей. Направленные на усиление внешней выразительности изделия, а также задачи, требующие поиска более рационального приема работы, экономии времени, материалов. Они должны быть конкретны и целенаправленны, и ни в ком случае не требовать от детей пустого и беспредметного «фантазирования».
Желательно на занятиях по стендовому судомоделированию чаще использовать поисковые, творческие задания. Например, при изготовлении определенной модели наряду с образцом изделия преподаватель показывает учащимся и его чертёж. Обычно дети выполняют работу по шаблону. Занятие проходит значительно интереснее и изделие выполняется более осознанно, если включить в работу задачи, требующие осмысления и оценки конструкции.
Для развития творческих способностей воспитанников на занятиях используются творческие задания, которые способствуют возникновению в воображении детей ярких красочных образов, и позволяют поддержать увлеченность к данной деятельности.
Кроме того, на учебных занятиях создаётся благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где преподаватель является не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с преподавателем.