Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Пирогова Елена Леонидовна
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;

совершенствовать способность видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве;

формировать у детей знания, умение и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать;

способствовать использованию в рисовании разнообразных материалов и техник (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др., разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.

Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов немаловажную роль играют:

содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей,

используемые методы и приёмы,

формы организации занятий,

эмоциональный уровень занятий.

Занятия по нетрадиционной технике рисования провожу два раза в месяц, длительность зависит от возраста детей. В младшей группе 12-15 мин, в средней 15-17 мин, в старшей 20-25 мин, в подготовительной 25-30 мин. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей (младшие дошкольники опираются на предметное восприятие, что способствует их внутренним переживаниям, они непроизвольно и эмоционально откликаются, входят в игровую ситуацию; старшие дошкольники более подготовлены, много знают, поэтому активно проявляют себя в изобразительной деятельности).

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей и объясняю новый материал.

В основной части или практической дети выполняют задание, а я при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, т. к. в ней подводится итог занятия и анализируется работа.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Существуют художественные приёмы, которые уводят ребёнка от стандарта. Приём рисования с помощью выдуваемой струи воздуха. Эту технику можно назвать коррекционной, т. к. она развивает дыхательный аппарат, активизирует мышление и речь, и позволяет ребёнку увидеть в получаемых кляксах предметы окружающего мира. Несформированность графических умений и навыков мешают детям выражать в рисунке задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняет развитие эстетического восприятия. Учитывая эту особенность, я предложила детям технику пластилинового налепа, которую назвала "Пластилиновая живопись". Барельефную картинку можно изменять, дополнять деталями. В качестве основы использую картон или органическое стекло. Необычна техника "Водяная печать". Нарисовав пейзаж на орг. стекле ребёнок кладёт на него лист бумаги и, слегка прижав лист, получает зеркальное изображение, которое дополняет различными деталями. Очень нравится детям рисовать на гипсе и ткани. Рисовать можно и нитью. Эта техника называется "Изонить". Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне или бархатной бумаге и учит детей ориентироваться на листе бумаги, создавая различные образы из углов и окружностей. Чтобы выяснить результаты своей работы проверяю уровень умений и знаний детей. Результаты диагностики изобразительных умений и навыков отражены в диаграмме.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений и в материале, и в инструментах, и в технике. Я учу детей рисовать с помощью плоской бумаги и выдуваемой струи воздуха, жесткой кисти и по мокрому фону, пластилина и нити, на ткани и шпоне и оргстекле.

Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, чтобы его работа всем понравилась. Если не получилось - не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях по изодеятельности я использую музыкальное сопровождение.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с родителями детей. И, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно.

Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительного отношения с ними. Провожу с родителями консультации и беседы, выступаю на родительских собраниях.

Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя. Работая с родителями, учитывала:

разную базу личностного развития ребенка, не сравнивала детей друг с другом;

находила в каждом ребенке хорошее;

старалась установить доверительные, доброжелательные отношения;

доступным языком доводила результаты диагностического отслеживания;

по возможности привлекала родителей к творческо-образовательному процессу.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество.

Публикации по теме:

«Осенний портрет»«Осенний портрет» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….».

Развитие творческого потенциала детей при помощи нетрадиционных методов рисования «От простого к сложному» Развитие творческого потенциала через нетрадиционные методы рисования детей 1 младшей группы «От простого к сложному». В возрасте от 2-3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 5 января 2014 в 20:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Пирогова Елена Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД