Эйснер Алеся Александровна
Развитие творческих способностей детей в конструктивно-модельной деятельности посредством использования геобордов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в конструктивно-модельной деятельности посредством использования геобордов
Аннотация: Современные дошкольники знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие. Их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Ключевые слова: творчество, мастерство, многофункциональность, воображение.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в конструктивно-модельной деятельности посредством использования геобордов» размещена в разделах
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей, мы часто говорим: «не доиграл», т. е. у ребенка не развиты фантазия, мышление и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. [1]
Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Поэтому необходимыми параметрами развития признаются личностные качества, мышление, творческие способности, развитию которых придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на наш взгляд, является продуктивная деятельность, способствующая :
- развитию умений креативно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
- созданию нестандартных продуктов собственной деятельности;
-формированию эстетического отношения к миру. [2]
Ведущая педагогическая идея нашего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ. Чтобы воплотить данную идею в жизнь необходимо:
- внедрить новые педагогические технологии, методы, приемы в работе;
- создать на занятиях благоприятную атмосферу для работы с детьми; - применить творческий подход, мастерство, стимулировать активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность и потребность в самостоятельном добывании знаний;
- находиться в постоянном творческом поиске методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью и интересом стремились познать многогранность мира.
Чтобы детям увлечься художественным и техническим творчеством, а педагогу, правильно организовать и разнообразить занятия, игры и досуг, мы используем развивающее пособие - геоборд.
Геоборд (geoboard) – многофункциональная геометрическая доска для конструирования и моделирования плоских изображений, которую можно применять практически во всех видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно–исследовательской, изобразительной, музыкальной и двигательной. В процессе моделирования сюжетных изображений и изображений отдельных предметов, геометрических фигур на геоборде, дети проявляют инициативу и самостоятельность, активно взаимодействуют со сверстниками, пытаются самостоятельно придумывать, наблюдать, экспериментировать, что способствует развитию любознательности, воображения и творческих способностей.
На геобордах дети успешно выполняют задания по составлению моделей, используя разные форматы и размеры геобордов и вспомогательных материалов, развивая навык ориентировки на плоскости. Занятия проходят при участии педагога, затем дети применяют полученные знания и навыки в самостоятельной свободной деятельности. Играть с геобордом могут даже малыши двух лет. Но конечно нужно познакомить детей с геометрической доской, показать наглядно как пользоваться данной игрой. Как надевать и снимать резиночки, ознакомить с правилами безопасности во время игровой деятельности.
В зависимости от возраста, а также индивидуальных особенностей детей :
дети младшего возраста могут рисовать с помощью резинок на геоборде геометрические фигуры по образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
У детей среднего возраста увеличивается объём памяти, что даёт им возможность пользоваться схемами. (рисовать цифры, буквы, а также решать лабиринтные задачи, иллюстрировать сказки, стихи, песни).
В старшем дошкольном возрасте дети способны рисовать не только по заданным схемам, но и совершать преобразование объекта. В этом возрасте можно познакомить детей с понятием «система координат» и проводить слуховые диктанты. Что даёт возможность детям, самостоятельно раскрыть себя, а также придаёт уверенности в себе и в своих возможностях.
Чем же полезен геоборд и что он развивает :
• воображение и творчество, можно создавать рисунки как по схеме, так и придумывать самому;
• внимание, память и усидчивость - ребенку надо сосредоточиться на одевании резинок и построении фигур;
• математические способности и пространственное мышление;
• мелкая моторика - отличное упражнение на сенсорику.
Моделируя резинкой на геоборде, дети делают много открытий:
• предмет и его изображение (контур, выразительность, линии);
действие и результат
• Я могу сам!
Применение геобордов дает положительные результаты в интегрированных занятиях, построенных по принципу объединения нескольких видов детской деятельности, на которых педагог применяет разные методы, приемы и формы для творчества и интегрирует их по тематическому принципу.
Для решения задач по развитию творческих способностей детей необходимым условием является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, в которой у детей появляется желание воображать, фантазировать, реализовывать самостоятельную творческую деятельность; возможно одновременное включение в активную творческую, познавательную и коммуникативную деятельность всех детей группы. Имеются геоборды, которые обеспечивают реализацию творческого потенциала пространства группы и участка не только приобретенные в магазинах, но и сделанные руками родителей. [3]
Целенаправленная, продуктивная конструктивно-модельная деятельность способствует развитию творческих способностей старших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов конструирования у детей активизируется творческая активность, мышление, воображение, «погружение» ребенка в атмосферу творчества, исследования нового. [2]
Конструирование с помощью геобордов способствует формированию у детей первоначальных навыков объемного моделирования. Данный подход позволяет мотивировать детей на развитие творческой активности, мышления, воображения, «погружения» ребенка в атмосферу творчества и исследования нового.
Большой спектр возможностей работы на геоборде позволяет педагогу ежедневно использовать его в работе, варьируя содержание в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Анализ работы показывает, что дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают развитым воображением, а это является характеристиками целевых ориентиров.
Проведенная работа по созданию геобордов сплотила нас с родителями и детьми, дала толчок творческому воображению, позволила реализоваться потенциальным творческим навыкам и умениям взрослых и детей.
Список литературы:
1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
2. Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 536-537. — URL https://moluch.ru/archive/118/32529/ ( дата обращения: 10.10.2019).
3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002.