Damira Abyazova
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект «Плетение»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей через краеведение. Детский проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Развитие творческих способностей детей через краеведение, Детский проект „Плетение“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Плетение
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Плетение изделий из растительных материалов— один из древнейших видов народного искусства. Еще наши прапрадеды изготавливали из подручных материалов — травы, соломы, корней, лозы, тростника, бересты и прочего сырья — удивительные по красоте и разнообразию изделия.
Среди них всевозможные корзины, чемоданы и сундуки, сани и детские коляски, мебель, игрушки для малышей и многое, многое другое. Благодаря дешевизне и многообразию сырья, простоте выполнения, легкости и прочности плетеные изделия получили очень широкое распространение.
Глядя на изумительные по красоте и совершенные по форме плетеные корзины, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8,5 тысяч лет. Наши предки начали плести сосуды и корзины намного раньше, чем изготавливать керамические изделия и ткани. Короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги, которые мы используем сегодня в быту для хранения и транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались из корней и плетеных ивовых прутьев, а также травы и камыша.
В XIX веке плетение стало модой и для обучения ему повсеместно организовывали школы. Каждая страна вносила в этот вид народного искусства национальный колорит. Сырье соответствующим образом обрабатывали, отбеливали и красили.
Отделывали плетеные изделия шелковыми и хлопчатобумажными материалами с различными рисунками, кожей, металлом. В настоящее время это привлекательное народное ремесло возрождается. Наряду с традиционной лозой широко используются современные материалы.
Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т. д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам плетения, отличающиеся простотой выполнения, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.
Сегодня в моду входит все самобытное, выполненное вручную, наделенное авторским стилем и душой творца. Так и плетённые изделия с богатой историей, наглядно продемонстрировали свой путь из древних дней в современность. Однако, несмотря на то, что в разные века плетённые изделия несли в себе различный функционал, их основная символика всегда оставалась неизменной. В дивном переплетении прутьев виделась благосклонность природы на урожай и ее готовность поделиться с людьми изобилием своих даров.
Детская цель : узнать, больше о старинных плетеных предметах, научиться самим плести корзины, лапти и др.
Педагогическая цель:
Воспитывать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Пробудить у детей интерес к истории и культуре России через знакомство с предметами быта, выполненными из лозы, бересты и т. д.
Знакомить детей с различными способами плетения
Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках.
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и приобщение богатого опыта русских традиций.
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей
Использовать историко-краеведческий потенциал Удомельского края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;
продолжить изучение истории и культуры Удомельского края, углубляя знания через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);
активизировать краеведческую работу по изучению истории плетённых изделий
Ожидаемый результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Расширение кругозора детей через институты социального детства (краеведческий музей, Дом ремесел)
Проявление интереса детей к краеведческой работе по изучению плетения из бересты, лозы и др.
Плетение детьми различных предметов: корзиночки, лапти, коврики и т. д. из бумаги.
Широкое использование фольклора.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.
Сотрудничество с семьёй.
Ознакомление родителей с содержанием проекта
Обсуждение плана проведения. Привлечение к совместной работе по организации и выполнению проекта
Привлечение родителей к участию и подготовке детей в проведении научно-познавательных чтений и проведению экскурсий в Удомельский краеведческий музей и Дом ремёсел.
Оформление выставки плетённых изделий.
Этапы работы над проектом
Этапы Содержание работы Дата
1 этап.
Подготовительный 1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление проблемы, обоснование.
3. Изучение методической литературы.
4. Определение участников.
5. Регламентирование сроков проекта.
6. Обозначение цели проекта. Сентябрь
2 этап.
Организационный 1. Анализ знаний детей о плетёных изделиях на основе бесед с детьми.
2. Определение методологической основы проекта.
3. Отбор и обработка информации по теме.
4. Определение условий реализации проекта. сентябрь
3 этап.
Основной 1. Выполнение всех видов работ по проекту.
Создание альбомов «Плетение»
Экскурсия в Удомельский краеведческий музей
Экскурсия в Дом ремёсел
Встречи с интересными людьми—Савиновой Еленой Евгеньевной. Мастер-класс «Плетение корзинки»
НОД Художественное творчество «Плетение коврика»
Викторина с использованием ИКТ «Плетение»
Организация выставки плетённых изделий, рисунков детей
Научно-познавательные чтения: «Плетение из бересты», «Плетение из лозы»
2. Презентация в виде праздника «В осеннем лукошке всего понемножку» Сентябрь-октябрь
4 этап.
Аналитический
РМО «В мире прекрасного»
октябрь
Распределение амплуа детей и видов работ в соответствии с амплуа содействие взрослых детям
Дети Педагоги Родители
«Знатоки»
Участвуют во всех познавательных мероприятий, готовят научные доклады. Создают условия, соответствующую развивающую среду в группе, вооружают способами познания, содействуют в отборе доступной детям информации, помогают детям определить тему, помогают родителям в составлении алгоритма научного доклада. Вместе с ребен-
ком участвуют в собирании информации, помогают
детям составить доклад.
«Художники»
Участвуют в выставках рисунков, поделок на тему проекта и художественном оформлении во время презентации проекта. Помогают в выборе темы рисунка, создают условия для творчества, предоставляя различные изобразительные средства и обучая различным традиционным и нетрадиционным способам рисования Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.
«Артисты» Создают условия для творческого самовыражения.
Поощряют активность детей.
Помогают в выборе музыкальных произведений. Спонсируют и содействуют ребенку в воплощении замысла.
Алгоритм тем научно-познавательных чтений
1. «Плетение из бересты»
Что такое береста
Из чего делают бересту
Изделия из бересты
2. «Плетение из лозы»
Что такое лоза
Изделия из лозы
Результативность
У детей появился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю.
Расширился кругозор детей.
Дети заинтересованы краеведческой работой по изучению плетения из бересты, лозы, лыка, бумаги и т. д
Дошкольники научились плести различные изделия из бумаги: корзины, коврики, лапти и т. д.
Широко используют фольклор в совместной, самостоятельной деятельности
Родители оказали большую помощь при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение.
Использованная литература
Плетение : береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. Издательство: Рипол-Классик, Серия: Энциклопедия строительства. В. Назарова
Веселые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста Издательство: ГРАНД-ПРЕСС, М., 1995
Береста. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия Издательство: АСТ-Пресс Серия: Золотая библиотека увлечений. В. Махнюк
«Секреты бересты» Издательство: Проф-Издат
Серия: Ремесло и рукоделие Кочев Михаил
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. Составители: А. А. Теличко, В. И. Рыженко Издательство: Оникс 21 век
Серия: Домашний мастер
Плетение лозой, ивой, берестой. Автор: Нестерова Д. В. Серия: Для дома, для семьи. Издательство: ИД Рипол Классик (2005 г.)