Ирина Тюрина
Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных приемов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Василий александрович сухомлинский: |
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". Публикация «Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных приемов рисования» размещена в разделах |
Воображение является одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Целью моей работы было создание педагогических условий для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Вначале я проанализировала научно-методическую литературу по проблеме становления и развития воображения, выяснила, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса, что указывает на особую важность работы в этом направлении.
В работе я опиралась на исследования О. М. Дъяченко, Л. С. Выготского, А. И. Кирилловой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Д. В. Менджерицкой.
В результате анализа литературы пришла к выводу, что на современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Это позволило мне сформулировать задачи работы:
1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения детей.
3. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Далее, изучив педагогическую литературу, я провела следующую работу по развитию воображения посредством использования нетрадиционных техник рисования :
Подобрала и апробировала диагностическую методику, направленную на выявление технических навыков и изобразительных способностей.
Составила план и конспекты занятий.
Апробировала методики в группе детей старшего дошкольного возраста.
Остановлюсь более подробно на проведённой работе.
Для проведения диагностики я использовала наблюдение за изобразительной деятельностью детей. В основу критериев легли разработанные показатели по программе И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Результаты фиксировала в таблицах.
В своей работе использую пособие Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Н. В. Рыжовой «Методика развития навыков изобразительного творчества», С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир», программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Используя данную литературу, составила тематический календарный план. При составлении плана учитывала основной принцип дидактики – от простого к сложному. Разработала конспекты к занятиям «Ковер из осенних листьев», «Домик у реки», «Морозные узоры», «Шубка для ежа». При разработке конспектов учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей.
Во время образовательной деятельности применяю методы:
• словесные (загадки, рассказ, беседа,
• наглядные (образец, рассматривание иллюстраций,
• практические (рисование,
• игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», «Поможем художнику»).
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, провела консультацию «Игры на листе бумаги или открой в себе художника», выступила на родительском собрании «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду».
Для педагогов детского сада провела мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования».
Познакомила детей с такими видами техник, как: печатание листьями, тампонирование по трафарету, набрызг, монотипия, рисование пальчиками и ладошкой, «восковые мелки/свеча+акварель», тычек жесткой кистью, кляксография, рисование ластиком, мятой бумагой, солью. На овладение каждым видом техники отводится 2-3 занятия. Результаты овладения техникой отражаю в таблице. Под большим впечатлением результата на занятиях изобразительной деятельности дети стали использовать нестандарные способы рисования в самостоятельной деятельности.
Для изображения рисунков в разных видах техники использую такие средства, как парафиновая свечка, ватные палочки, кисти, поролоновый тампон, штампики из овощей, коктейльные трубочки, шерстяные нитки, зубные щётки, восковые мелки, краски (акварель, гуашь). Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для развития мелкой моторики рук на занятиях я применяю различные пальчиковые игры. В связи с этим я сделала подборку игр, которую постоянно пополняю материалом.
Используя нетрадиционные техники рисования, пришла к выводу, что они способствуют :
- развитию речи : в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования веду непрерывный разговор с детьми, что в свою очередь стимулирует их речевую активность, содействует речевому подражанию, расширению активного и пассивного словаря;
- ознакомлению с окружающим миром: рисуя с детьми, уточняю усвоенные знания о различных явления природы (дождь, снег и т. п., о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. д., и о жизни животных, расширяю их;
- развитию фантазии и творчества : показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, эмоционально заряжаю детей, превращаю занятие в увлекательное приключение;
- личностному развитию : внимательно и осознанно отношусь к дальнейшей судьбе детских рисунков, т. к. очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям;
- эстетическому развитию : предлагаю детям использовать разнообразные материалы (гуашевые краски, бумагу разнообразной фактуры и цвета, даю возможность каждому ребенку выбрать тот вариант, который нравится ему больше всего и воплотить его в своем творчестве.
Работа по развитию творческих способностей детей через использование нетрадиционных приемов рисования продолжается.
В рисунке дети закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в маленьком человечке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. И наша задача развивать в детях эти качества с самого раннего возраста.