Татьяна Старченко
Развитие тактильного восприятия дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельностью на основе фелтинга
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«ТРОГАТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
ИЛИ ШЕРСТЯНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
1 слайд. За кадром: Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Старченко Т. С. я работаю воспитателем в МБДОУ д/с №15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Я рада представить вашему вниманию тему моего выступления:
2 слайд. Развитие тактильного восприятия дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельностью на основе фелтинга.
Публикация «Развитие тактильного восприятия дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельностью на основе фелтинга» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
За кадром: Для дошкольников развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Учеными доказано, что совершенствование мелкой моторики руки влияет на формирование мыслительных операций и как следствие на развитие познавательной активности ребенка. Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников, является познавательно-исследовательская деятельность, а именно детское экспериментирование.
3 слайд. Всем, известно, что экспериментирование способно дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
НА СЛАЙДЕ ФОТО РЕБЕНКА, ТРОГАЮЩЕГО ПРЕДМЕТЫ
За кадром: Оно позволяет моделировать в своем сознании картину мира, обогащает опыт самостоятельной деятельности и саморазвитию ребенка, а также способствует расширению кругозора. Таким образом, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, что является одним из главных аспектов подготовки ребенка к школе.
4 слайд. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
5 слайд: Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность с использованием тактильных ощущений - одна из форм общения ребенка с окружающим миром.
Ведь ощущение - это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
За кадром: От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь.
Стимулирование тактильных чувств также оказывает «+» влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Также, детское экспериментирование тесно связано с изобразительной деятельностью : чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
6 слайд.
Поэтому нам пришла идея внедрения в экспериментальную деятельность дошкольника, фелтинга (от лат. в перев. фелт – войлок, валяние, набивание) – особой техники рукоделия, способствующей художественно-эстетическому, а также познавательному и речевому развитию детей.
За кадром: В процессе фелтинга (т. е. валяние) из шерсти создается рисунок на ткани или войлоке. Сваливание шерстинок происходит благодаря особому строению волокон шерсти, состоящих из множества чешуек, которые зацепляются между собой и словно маленькие крючочки цепляются друг за друга и удерживают нити, тем самым образую целостный материал – войлок.
Также в процессе валяния дошкольник познает свойства использования материала, его качественные характеристики и изменения свойств этого материала при воздействии на него различных веществ.
7 слайд. НА СЛАЙДЕ: ЭКСПЕРИМЕНТ+ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ= РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
За кадром: А умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, и в тоже время пополняет знания дошкольников, что в дальнейшем поспособствует их отличному обучению в школе.
За кадром: Поэтому, в доступной для детей сказочной форме мы продемонстрируем вам «трогательный» эксперимент с использованием шерсти, позволяющий развивать познавательную активность детей дошкольного возраста, под названием «Трогательное экспериментирование или шерстяное путешествие».
8 слайд:
Как-то раз выбрался маленький Гномик из своего подземного царства, чтобы любимой бабушке отыскать саамы, самый необычный подарок, и удивленно воскликнул, увидев красивое озеро.
- Это озеро, малыш, - гуляя не далеко, сказал Гному Белокурый Барашек, смакуя холодную водицу.
Прядка шерсти упала на озерную гладь, удержавшись на воде, но дунул теплый ветерок и она поплыла.
ОПЫТ 1 :
Юные экспериментаторы, у вас на столах есть емкости с водой и пряди овечьей шерсти, давайте вместе опустим шерсть на поверхность воды и увидим, прядь, которая что делает? (Не тонет) Потому, что она какая? (Легкая, воздушная). Верно! Уточняем ответы детей.
Слайд 9:
Гномик зачарованно смотрел на плывущую под легким ветерком шерсть, напоминающую кораблик. И тут на нее вдруг сели две стрекозки. После этого шерсть погрузилась в воду, вспугнув насекомых, но больше не всплыла на поверхность, так как стала тяжелой и мокрой. Гномик, очень расстроился.
ОПЫТ 2 :
Давайте представим, что наши пальчики две стрекозки, которые сели на клочок шерсти и вместе попробуем погрузить ее в емкость, и что мы увидим, что после этого шерсть больше не всплывает. Значит, она какая? (Тяжелая, мокрая).
10 слайд:
Продолжаем читать сказку
Но, потом удивленный гномик веточкой выудил мокрый клочок шерсти. Бесформенный комочек со стекающей водой, упал в траву. Белокурый Барашек наступил на него копытцами несколько раз и мокрая прядь, свалявшись в траве, стала жесткой. Гномик потрогал свалявшуюся шерсть и опять удивился.
ОПЫТ 3 :
Давайте мы вместе, достанем из воды шерсть и попробуем ее смять пальцами.
11 слайд:
Гуляющий неподалеку Черный барашек, заинтересовался экспериментом, и подумал, что там могут трогать и делать его друзья. Подошел, посмотрел и предложил клочок своей черной шерсти. Черная шерсть, соединившись с белой, образовала необычный узор. Друзья были в восторги.
ОПЫТ 4 :
Давайте вместе и мы попробуем соединим два цвета, как герои нашей сказки.
12 слайд:
-Ура, я придумал, что подарить бабушке, - воскликнул Гномик. Если вы дадите мне свои шерстинки, я создам для нее необычный красивый шерстяной подарок. Очень, очень ТРОГАТЕЛЬНЫЙ! Она будет его трогать и вспоминать обо мне. Это будет нежный цветок, - закричал гномик.
А чтобы шерстяной узор закрепился, я добавлю в воду душистого мыла, подумав, сказал Гном. Он быстро принялся взбивать мыльный раствор руками, и увидел то, что волокна между собой начинают склеиваться.
ОПЫТ 5 :
Давайте, попробуем вместе добавить мыла в воду и взболтать раствор.
И гном принялся за работу, он трудился и день и ночь не покладая рук, чтобы любимой бабушке сделать самый трогательный и нежный подарок в мире! И он получился. Ура! Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 13: НА СЛАЙДЕ РАБОТА + РЕЗУЛЬТАТ (показываю картинку).
Слайд 14: Я, предлагаю всем вместе попробовать сделать трогательный и нежный подарок. Хотите? Тогда для этого нам понадобятся следующие материалы, которые лежат у вас на столах и представлены на слайде: :
1. Пупырчатая пленка. Она является подложкой для создания изделий в технике мокрого валяния.
2. Кусок фетра или ткани.
3. Шаблон, если он необходим.
4. Шерсть разных цветов.
5. Сетка или тюль. Сетка, наложенная поверх выложенных особым образом волокон шерсти, не дает им сбиваться и позволяет сохранить форму и рисунок, пока чешуйки еще не сцеплены друг с другом.
6. Теплый мыльный раствор.
7. Скалка, палка, машинка для валяния или другое аналогичное устройство.
8. Аксессуары для украшения.
Слайд 15
Рассмотрим процесс мокрого валяния на примере создания картины
для бабушки «Нежный Тюльпан».
1. Выкладываем на стол пузырчатую пленку и сверху кусок фетра, который послужит основой для вашей картины.
2. Аккуратно, плавно вытаскиваем пряди и начинаем выкладывать кусочки шерсти слоями по нарисованному шаблону.
16 слайд:
3. Для оживления цветка и придания ему натуральности выложим сверху слой шерсти другого цвета и слегка придавим весь рисунок.
4. Накрываем нашу заготовку сеткой, чтобы предотвратить сбивание рисунка.
17 слайд:
5. Поливаем поверх сетки раствор теплой мыльной воды.
6. Слегка надавливаем ладонями, чтобы жидкость впиталась в шерсть и не сдвинулся рисунок.
18 слайд:
7. Начинаем сам процесс валяния. Для начала мягкими движениями поглаживаем сетку, растирая в разные стороны. Можно использовать обычную скалку или просто скрутить все в рулет, а потом прокатать много раз, чтобы волокна склеились.
8. Чтобы проверить, хорошо ли свалялись волокна, осторожно приподнимаем сетку и аккуратно тянем за любую ворсинку, затем полностью ее снимаем.
Слайд: 19
9. Обрезаем лишние волокна, которые выбились за пределы картинки.
10. Даем время высохнуть, затем оформляем в рамку.
Слайд
20 слайд: Выводы: Валяние из шерсти и мн. др. развивают познавательную активность ребенка, речь, мелкую моторику рук, усидчивость, творческое воображение, чувство формы и цвета.
Взаимодействие с теплой мягкой шерстью благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы, успокаивает, доставляет детям массу удовольствия!
Дети постепенно, от простого к сложному осваивают старинный и интересный вид рукоделия.
21 Слайд
Ув. Коллеги! Я надеюсь, что представленный мастер-класс заинтересует вас и возможно пригодиться для вашей работы с детьми.
Мне очень важно ваше мнение, насколько интересный для вас был «трогательный эксперимент». В этом мне поможет зеленая поляна, если вы посадите на нее:
Желтый цветок, это обозначает ваше желание применять на своей практике услышанный прием.
Красный цветок означает то, что вы уже используете на практике предложенный вид деятельности.
А, белый цветок символизирует ваше нежелание применять услышанные на данном мастер-классе «трогательные» задания.
22 Слайд
Спасибо, за внимание!