Людмила Шишлова
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения созданию образных характеристик объектов
▼ Скачать + Заказать документы
Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, особенностей работы по развитию речи и т. п.).
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения созданию образных характеристик объектов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте возникает возможность развития творческой речевой деятельности, т. к. у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. Значительные потенциальные возможности для развития монологической речи детей заключаются в обучении дошкольников созданию образных характеристик объектов.
Цель – выявить педагогические условия развития связной речи старших дошкольников посредством создания образных характеристик объектов.
Объект – процесс развития связной речи старших дошкольников.
Предмет – педагогические условия развития связной речи старших дошкольников посредством создания образных характеристик объектов.
Гипотеза: процесс развития связной речи старших дошкольников в процессе создания образных характеристик объектов будет проходить более успешно при условии:
– усвоения ребенком обобщенных алгоритмов по созданию образных характеристик объектов;
– соблюдения этапности в работе по обучению детей образной речи (первый этап – создание сравнений, второй этап – отработка умений детей составлять разнообразные загадки, третий этап – составление метафор);
– обучения детей созданию образных характеристик объектов с помощью моделей;
– проведения игр и творческих заданий, позволяющих ребенку усвоить неограниченные возможности создания образов и их характеристик.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1) выявить психолого-педагогические предпосылки развития монологической речи у детей дошкольного возраста;
2) выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста; умение детей составлять сравнения, загадки, метафоры;
3) разработать и провести формирующий эксперимент по обучению старших дошкольников созданию образных характеристик объектов.
Методологической основой исследования являются научные работы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста С. А. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. М. Бородич, О. С. Ушаковой, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические, включающие изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе детского сада.
Мы рассмотрели теоретические основы развития связной речи старших дошкольников посредством обучения созданию образных характеристик объектов, выяснили особенности развития связной речи старших дошкольников в процессе обучения составлению сравнений, метафор и загадок.
Изучение уровня развития образности старших дошкольников проводилось на базе на базе МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Краснослободска.
Цель проведения диагностического обследования – выявление уровня развития связной монологической речи старших дошкольников, сформированности образности речи старших дошкольников (умения создавать образные характеристики объектов : умения отгадывать и составлять загадки, придумывать сравнения).
Детям было предложено выполнить два задания:1) пересказ русской народной сказки «Петух и собака»; 2) отгадывание загадок, на основании которого делался вывод о понимании сравнений и способах доказательств при отгадывании.
В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.
При проведении первого задания детям было предложено пересказать русскую народную сказку «Петух и собака».
Результаты анализа пересказов показывают, что у одного ребенка был выявлен высокий уровень развития связной речи.
У 40 % обследуемых дошкольников выявлен средний уровень развития связной речи. В пересказах детей этого уровня передаются последовательно все структурные части. Пересказы начинаются с организации зачина. Преимущественно дети используют зачин, предложенный в литературном образце («жили»). Некоторые дошкольники начинают пересказ со словосочетания «жили-были». Подобное дополнение зачина усиливает сказочность сюжета, настраивает на продолжение повествования. Такая организация начала свидетельствует о том, что дети могут использовать литературный опыт, полученный ранее при знакомстве с другими сказками.
У 50% обследуемых детей - низкий уровень развития связной речи. Пересказы детей этого уровня отличаются неполнотой передачи содержания структурных частей сказки. Детьми передаются основные эпизоды текста, что приводит к сокращению объема передаваемой информации. В основном раскрывается начало или концовка произведения. В изложении в большом количестве присутствуют элементы, нарушающие логическую последовательность: частые повторы, усечения
Вторая серия констатирующих задании проводилась с целью выявить у детей умения выделять признаки и свойства предметов и явлений; понимают ли сравнение в качестве художественного приема загадки; какими способами доказательства владеют.
Дети сравнивали аквариум с бассейном; электрическую лампочку с солнцем; растения на окне с садом.
Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводам:
– дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;
– дети невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;
– выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку;
– доказательство отгадки начинали с тезиса, после чего подтверждали ее признаками;
– когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
– вопросы педагога помогали ребенку увидеть признаки предмета, осознать существенные и несущественные, понять суть сравнения как средства осознания признаков предмета;
– выявлен невысокий уровень познавательной активности детей, так как они не могли анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах, опирались на аргументы;
– из показателей познавательной активности лучше всего владели обобщением, сравнением;
При проведении формирующего эксперимента были использованы методические рекомендации к проведению занятий по созданию образных характеристик объектов Т. А. Сидорчук и Н. Н. Хоменко на основе технологии ТРИЗ, направленной на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности [29].
Система работы по обучению дошкольников созданию образных характеристик объектов включала : игры и творческие задания; занятия по обучению дошкольников составлению сравнений, отгадыванию и составлению загадок, составлению метафор.
Цель контрольного эксперимента была выявить эффективность системы работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе обучения созданию образных характеристик объектов (составление сравнений, метафор, загадок).
Для осуществления поставленных задач были проведены задания. Задание 1
Цель: выявить умения детей понимать образные сравнения, рассуждать, доказывать отгадку, делать умозаключения, выводы.
Перед детьми выкладывались картинки ( например: снежинка, морковь, лук, холодильник и т. д.). Воспитатель дал задание: «Я тебе загадаю загадку, а ты отгадай ее, найди отгадку на картинке и докажи, что правильно отгадал».
В результате этого задания можно увидеть, что объяснительная речь, речь-рассуждение получила у детей положительную динамику: дети представляя свое доказательство при отгадывании, понимают сравнения, приводят доводы, рассуждают, делают выводы и находят отгадку.
Задание 2
Цель: выявить у детей умения анализировать, логически и образно мыслить, представлять аргументы и доказательства при отгадывании загадок.
Воспитатель предлагает детям набор картинок, среди которых дети должны найти отгадку к заданию (лошадь – телега – сани; иголка – нитки – платье; цветок – пчела – мед; и т. д.). Например, воспитатель загадала загадку: «Живут три брата. Один лета боится. Другой – зимы. Третий ничего не боится» (Телега, сани, лошадь); найдите нужные картинки и объясните, почему в загадке их называют братьями?». Дети отобрали нужные картинки, объяснив свой выбор.
В результате анализа ответов детей можно было увидеть, что они в своей практической деятельности при поиске отгадки применяют умения анализировать, логически и образно мыслить, представлять аргументы, рассуждать, доказывать, делать умозаключения и выводы. Это позволяет сделать вывод, что у детей значительно повысился уровень объяснительной речи, познавательной активности по всем его показателям.
Чтобы выявить умения детей самостоятельно конструировать загадки была проведена игра «Магазин».
Детям было объявлено, что у нас открывается новый магазин, но он непростой, а особенный. Здесь будут продаваться товары, но деньги покупателям не нужны, а понадобятся ум, смекалка и сообразительность. Каждый покупатель должен подумать, какой товар ему нужен, и сказать продавцу загадку о нем. Дети предлагали свои загадки, покупали товары. Развернулась игра. В ходе игры многие хотели поучаствовать в роли продавца, самим отгадать загадку. Поэтому дети в игре побывали как в роли загадывающего, так и отгадывающего. В ходе игры детьми были составлены следующие загадки описательного типа, загадки с образными сравнениями :
Он как толстый арбуз, такой же круглый и большой, но его не едят, в него играют. (Мяч)
Маленький коробок мои карандаши спрятал. (Пенал)
Они как мелки только без воды жить не смогут. (Краски)
Анализ составленных детьми загадок позволил констатировать, что связная речь детей в ходе обучения составлению образных характеристик объектов получила положительную динамику: в первую очередь, описательная речь и речь-рассуждение. При составлении характеристик объектов дети стали чаще использовать художественный прием образных сравнений, демонстрировать умения анализа, синтеза, обобщения, обращаться к личному опыту.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. В обучении составлению образных характеристик объектов используется следующая модель составления сравнений: воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В работе со старшими дошкольниками модель составления сравнений усложняется (в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение; в сравнениях усиливается характеристика второго объекта, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
Систематическая работа по развитию у детей умений отгадывать и загадывать загадки способствует формированию у детей навыков доказательной и описательной речи при объяснении и загадывании загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки; необходимо обращать внимание детей на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводам:
– дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;
– выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку;
– доказательство отгадки начинали с тезиса, после чего подтверждали ее признаками;
– когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
– вопросы педагога помогали ребенку увидеть признаки предмета, осознать существенные и несущественные, понять суть сравнения как средства осознания признаков предмета;
– особенно ценны вопросы, обращенные к опыту детей, побуждающие их мыслить по аналогии;
– выявлен невысокий уровень познавательной активности детей, так как они не могли анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах, опирались на аргументы;
– из показателей познавательной активности лучше всего владели обобщением, сравнением;
– для того чтобы загадки способствовали формированию познавательной активности, заставили ребенка умственно напрячься, необходима методика загадывания и отгадывания, которая направляла бы детей на полное вычленение признаков загаданного предмета и установление существенных связей между ними, на понимание образных сравнений.
В ходе формирующего эксперимента дети научились видеть и понимать образные сравнения; определять обобщенный образ загадываемого предмета с помощью модели; самостоятельно конструировать загадки. Наибольшие трудности дети испытывали при овладении умением понимать и составлять метафоры, строить метафорические фразы, поскольку метафора представляет собой сложное сравнение. При условии усвоения модели составления метафоры ребенок может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.