Светлана Пастухова
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи (подготовительная группа)
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
учить составлению повествовательного рассказа по ССК с опорой на план. Развивать умение выстраивать сюжетную линию связно, последовательно описывать изображенное.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
коррекционно-развивающие:
активизировать поиск образных средств выражения (эпитетами, синонимами, однородными членами предложения). Познакомить со схематичными рисунками пиктограммами к ССК. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Упражнять в подборе слов противоположного значения (антонимов). Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов; Стимулировать мыслительную и речевую деятельность детей.
коррекционно-воспитательная:
воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, чувство сострадания.
Оборудование: серия сюжетных картин «как щенок нашел друзей», пиктограмма.
Ход занятия
1. Организационный момент
В: Ребята, сегодня я предлагаю вам новую игру, называется она «Кубики историй».
В этой игре сможет победить любой, чья фантазия обладает достаточной силой чтобы создавать увлекательные и продуманные рассказы.
Итак, правила игры: сначала нужно будет выбрать тему. С темой вам помогут шестигранные кубики. На каждой из сторон есть изображение, например:
животные, погода, люди. Причём все разные. Участник получает одну тему, и пытается на её основе построить хорошую историю. Но мы усложним задачу, задействуем сразу, например четыре кубика, и все изображения на них которые выпадут должны фигурировать в рассказе. Итак, начинаем игру.
Дети по очереди кидают четыре кубика. Выпадают кубики с изображением силуэта двух девочек, силуэт щенка, силуэт городского двора, схематичное изображение осени.
В: Ребята! А у меня как раз есть подходящие для наших тем иллюстрации, посмотрите. Только их необходимо разложить в правильной последовательности.
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
2. Беседа по картинкам
Картина№1:
Какое время года на картине?
Почему вы так думаете?
Кто изображен на картине?
Что делает щенок?
Как он выглядит?
Какое у щенка настроение?
Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили?
Почему щенок никуда не уходит?
Картина №2
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Какой идет дождь?
Почему девочки остановились около щенка?
Как чувствовал себя щенок?
Почему он опустил голову?
Что почувствовали девочки к щенку?
В: Ребята у наших героинь есть имена.
Давайте расшифруем ребусы и узнаем, как их зовут.
1.
Картина №3
Кого вы видите на третьей картине?
Где находятся девочки и щенок?
Как одеты девочки?
Как выглядит щенок?
Что он делает?
Как смотрят на щенка девочки?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина №4
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
О чем разговаривают девочки?
Почему они решили забрать щенка к себе домой?
Как девочки смотрят на щенка?
Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
3. Чтение рассказа составленного педагогом
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице под дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.
Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прямо посреди лужи и пожалели его.
Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.
4. Игры
«Подбери признак»
- Щенок (какой) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший, замерзший, продрогший (на картинках 1,2).
«Подбери действие»
- Щенок (что делает) – играет (с мячиком, спит (сладко, лает (громко, скулит (жалобно, кусается (больно, грызет (косточку, лакает (воду, прыгает (высоко, бегает (быстро). На первой картинке - мокнет, дрожит, мерзнет.
«Закончи предложение»
- Наступила поздняя ….
- Девочки сидели ….
- Уже почти все листья ….
- Щенок сладко спал, а девочки ….
- Во дворе гулял ….
- Щенок не знал, куда ему идти и сидел ….
- Щенок поел и сразу ….
- Подружки решили забрать ….
- Дома девочки ….
- Две девочки увидели ….
- Теперь у подружек появился настоящий ….
«Исправь ошибку»
- Наступила поздняя весна.
- С листьев облетели деревья.
- Большая собака гуляла во дворе.
- Щенок согрелся и обсох под дождем.
- Мальчики увидели щенка.
- Щенок решил забрать девочек домой.
- Дома малыш накормил девочек.
- Коврик лег на щенка и уснул.
- Щенок назвал девочек Дружком.
- Щенок сидел на диване и смотрел на девочек.
5. Кинезиологическое упражнение
6. Составление плана рассказа
Педагог просит детей по каждой картинке - ребусу составить одно предложение. Таким образом, дети постепенно составляют план рассказа.
1) Щенок во дворе.
2) Встреча.
3) Забота.
4) Радость.
Педагог и дети повторяют составленный план. После этого взрослый предлагает дать название будущему рассказу.
7. Составление рассказа
детьми (по цепочке) с опорой на картинку-пиктограмму. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)
Педагог обращает внимание детей, на то, что в рассказе есть начало, основная часть и концовка. Первая картинка пиктограммы, это начало рассказа (завязка, вторая и третья картинки это основная часть рассказа (развитие событий, а четвертая картинка пиктограммы это концовка рассказа (развязка).