Юлия Анатольевна Тимошкина
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники. В копилку педагога
Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного и особенно школьного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей дошкольного возраста нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь – это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники, В копилку педагога» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Неумение что-либо объяснять, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих, что неизбежно приводит к зарождению многочисленных личностных комплексов, отрицательно влияющих на всю последовательную жизнь человека.
Наукой доказано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может развиваться лишь под влиянием целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому свою работу по развитию речи необходимо начать с поиска вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого сложного высказывания. Считаю, что эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.
Мнемодорожки, мнемотаблицы и схемы-модели служат дидактическим материалом в моей работе и позволяют решать все задачи по развитию связной речи детей. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Данный материал является зрительным планом-схемой для пересказов детьми произведений художественной литературы; составления описательных рассказов о предметах, явлениях, событиях из личного опыта; придумывания концовки к знакомым сказкам; составления небольших рассказов творческого характера на предложенную тему, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихов.
В работе нужноопираться на методические принципы развития речи детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и интересами детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно перейдя к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Первоначально игры с мнемопособиями должны быть построены на 2-3 фразах. Символы подбираются таким образом, чтобы они были посильны детям для понимания и воспроизведения.
Учитывая мнение психологов, для детей младшего дошкольного возраста, должны использоваться цветные мнемотаблицы, т. к. в этом возрасте у детей еще идет формирование сенсорных эталонов и в памяти детей остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серенькая и т. д. Вместе с детьми старшего возраста схемы рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа с мнемотаблицами строится в следующей последовательности:
– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ текста или заучивание стихотворения.
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей, служат своеобразным зрительным планом для создания монологов (описания, повествования и рассуждения, помогают детям выстраивать последовательность и лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа должна вестись последовательно наращивая темпы обогащения речи. Вместе с детьми дополняется и уточняется схема, а иногда придумывается схема вместе. Так, совместно с детьми можно составить мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Осень". Поощрять детей к созданию собственных символов: изображению объекта или явления с помощью рисунка, лепки, аппликации или иной форме творчества.
Дети любят слушать и рассказывать стихи. Но у некоторых детей заучивание стихов, потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехнику. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В старшей группе дети сами под руководством воспитателя выбирают нужные элементы модели, последовательно их располагают в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения. В ходе выполнения задания обращается внимание детей на полноту описания объекта или явления. При необходимости дополняется описание совместными усилиями. Чтобы ярче и точнее ребенок представлял описываемый объект или явление, нужно сьараться обозначить больше деталей.
Для обогащения словарного запаса детей используется игру «Волшебный сундучок», в которую вместе с детьми собирается нарисованные при помощи символов слова.
Большое значение для развития связной речи детей имеет метод сочинения, так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы, а затем сочиняют про них истории.
Используем модельные схемы не только в ходе непосредственной деятельности, но и в различных видах деятельности, на прогулках, в режимных моментах, как материал для дидактических игр (например, составление и отгадывание загадок, игры «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и др., как план к составлению рассказа, пересказа прочитанного текста или беседы при рассматривании картин, для построения диалога, что безусловно расширяет возможности данных пособий.
Применение мнемотехники способствует тому, что дети усваивают речь интуитивно, не замечая при этом, что их специально учат. И результаты работы в данном направлении видны уже сегодня. Родители воспитанников и специалисты детского сада отмечают, что речь детей стала более конкретной, понятной, образной. Дети могут вести содержательный разговор со сверстниками, увереннее пользуются монологической речью для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых событиях, рассуждают о причинах и следствиях известных им явлений. Работа в данном направление очень перспективна и дает отличные результаты!