Анна Ашуркова
Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются и достигают взаимопонимания. В настоящее время развитие речи ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевидение и компьютер заменили живое общение взрослых и детей, а порой неблагоприятная наследственность, экология и социальные факторы влияют на особенности речевого развития дошкольников. Проблема формирования речевой активности детей приобретает все большее значение на современном этапе, так как отсутствие базовых навыков затрудняет ребенку общение со сверстниками и взрослыми, приводит к повышенной тревожности, нарушает процесс общения в целом. Но именно дошкольный период является периодом интенсивного развития детской речи, и как поэт мы, воспитатели детского сада, должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Среди многих важных задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду развитие речи является одной из главных.
Публикация «Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области" речевого развития " дошкольников, а также повысить их педагогическую компетентность в этой области.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : "развитие речи предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словарного запаса; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звукового и интонационного аппарата речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы".; формирование здоровой аналитической и синтетической деятельности как предпосылка грамотности.
С детьми подготовительной группы продолжается работа по обучению связной речи (в частности, развитию монологической речи). Чем старше ребенок, тем больше времени и пространства в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с повышенными речевыми возможностями детей 6-7 лет, но и с тем, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматической структуры речи. Детям 6-7 лет довольно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирать однокоренные слова. Они усваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо формируют и используют сравнительные прилагательные для самостоятельной речи (good-kinder). Они правильно используют часто встречающиеся существительные без склонения (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи почти все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют глаголы с приставкой Pere в высказываниях и не путают ее с другими аналогично звучащими приставками (pri, Pro). Тем не менее, дети 6 лет могут ошибаться при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. В то же время они находят их сами и пытаются исправить, но это им не всегда удается. В этой ситуации они нуждаются в большей помощи со стороны взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начинать. В самостоятельной речи дети 6 лет часто используют предложения сложной конструкции.
Работа по развитию связной речи осуществляется в организованной учебной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения учебного процесса. ;
- в совместных партнерских мероприятиях, проводимых в режимные моменты; (хотелось бы отметить, что в соответствии с режимом дня в программе выделяется время на чтение и обсуждение художественной литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме););
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Существуют традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников, которые мы используем на практике. Визуальные методы: наблюдение во время прогулок, экскурсий; просмотр конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованно, то есть с помощью фотографий, картин, картин, фильмов. Вербальные методы: запоминание наизусть; пересказ; составление различных типов рассказов; беседы. Игра: дидактические игры-упражнения; театральные игры; сюжетно-ролевые игры. Косвенный: подсказка; Подсказка, поправка, реплика.
Наряду с традиционными методами, мы также используем инновационные комбинированные методы обучения:
Мнемоника (визуальное моделирование);
Постановка проблемного вопроса.
Получив "Isokaze".
Вышеперечисленные технологии являются скорее лишь инструментами базовых приемов и приемов, а не самостоятельной единицей, развивающей детскую речь.
Мнемотехника - это система различных приемов, обеспечивающих эффективное хранение, хранение и воспроизведение информации.
Мнемоника-помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы при работе над всеми видами Связного высказывания : пересказ; составление рассказов на основе рисунка и серии рисунков; описательный рассказ; творческий рассказ; заучивание стихов, скороговорок и чистоговок;
Мнемоника - "искусство запоминания" - это система приемов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно же, развитие речи.
Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если он пытается выучить и запомнить что-то, что не подкреплено визуальной картиной, что-то абстрактное, то не стоит рассчитывать на успех. Мнемотехника для дошкольников как раз и помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники, в результате грамотной работы преподавателя, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Для составления описательных историй и пересказа мы используем запоминаемость. Memorablia - один из методов мнемотехники, представляющий собой специальную технику запоминания информации с использованием сюжетных, трансформационных, логических или ассоциативных цепочек. В дошкольной педагогике мнемотаблицы называются по-разному: Валентина Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Татьяна Ткаченко-предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой сочинения рассказа. Удобство мнемотаблиц заключается в том, что вы можете создать любую из них в течение нескольких минут, выбрав соответствующие изображения из интернета. В своей работе я не всегда использую запоминаемость в их обычной форме (готовый вариант статьи). Это может быть набор картинок в формате а-4 (каждая на отдельном листе, который на уроке я ставлю в определенной последовательности на заданном холсте, одновременно говоря, что будет означать каждое изображение. Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания (пересказа, так как она четко отображает последовательность, одновременно включая план и справочные вопросы. В этих классах дети
При формировании связной речи отчетливо проявляется тесная связь между речевым и умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Для того чтобы рассказать хороший, связный рассказ о чем-то, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, выделять основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между объектами и явлениями.
Развитие связной речи детей осуществляется в ходе повседневной жизни, когда дети узнают об окружающей действительности.
Мы уделяем большое внимание развитию связной речи детей путем наблюдения за различными явлениями окружающей жизни (природой, бытом, работой взрослых и др.).). Небо, вода и земля, поля и леса, гром, шум ветра, краски золотой осени, прекрасная зима-все это эмоционально воздействует на ребенка,побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создает условия для правильной фиксации воспринимаемого в речи, дает материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая за природой, ребенок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменения в соответствии со временем, обстоятельствами, то есть объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, которые включают в себя композицию и подчинение. Методы и приемы, которые мы выбираем для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и длительное усвоение родного языка. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений