Татьяна Брагина
Опыт работы «Развитие слухового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности, работала над умением слышать и слушать речь окружающих, то есть над развитием слухового восприятия. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.
Публикация «Опыт работы „Развитие слухового восприятия“» размещена в разделах
Дошкольники не всегда обладают остаточно устойчивым слуховым вниманием. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на определенные ее стороны: громкость, скорость, правильность.
В своей работе старалась обратить внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, предлагала детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Саше. Остановился за стулом и говорит: «Поиграй со мной, Саша. Ква-ква-ква». «Кто пришел поиграть с тобой, Саша?»).
Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагала задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью, учила детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Произносила звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагала детям воспроизводить их в том же темпе.
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывала при заучивании потешек, при рассказывании сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.
Для развития слухового внимания и речевого слуха я использовала такие упражнения, «Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму», а так же стихи типа небылиц-перевертышей, загадок. Чтобы облегчить детям отгадывание загадок, я пользовалась наглядностью. Например, среди двух-трех предметов или игрушек, лежащих на столе, ребенок должен найти ту, о которой говорится в загадке.
В играх «Где позвонили?», «Жмурки», «Угадай, что звучит?», «Угадай, на чем играю» дети на слух определяют, в какой стороне позвонили, на чем играю.
В играх «Кто позвал Мишку?», «Чей голос?» дети по голосу узнают, кто из детей позвал Мишку.
В играх «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» дети определяют по звукоподражанию голоса животных.