Лучший педагог года

Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр

Ольга Михайловна Пучнина
Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие слухового внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Одной из первостепенных задач в работе с детьми считаю обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового и слухового. В дошкольном возрасте необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть обогащать чувственный опыт, что окажет влияние в дальнейшем на развитие фонематического слуха. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой: раз есть глаза, значит, ребёнок увидит, а со временем и поймёт всё, что происходит вокруг; раз есть уши – услышит, но, к сожалению, это не соответствует истине. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться «неувиденным» - не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным. Полученные ребёнком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, - это помогает закреплять в сознании образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, чёткими, обобщёнными, подвижными и гибкими. Если образы восприятия закреплены в слове – названии, их можно вызывать в представлении и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени, а самого предмета уже нет перед глазами.

Публикация «Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр» размещена в разделах

Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста начала с того, что стала обращать внимание детей на неречевые звуки, например: если дети моют руки перед завтраком – шум воды, журчание водички, плохо закрыт кран – вода капает. Постепенно вводила более сложные задания, например, определить на слух журчит вода или капает (плохо закрыт кран, вода капает, или открыт и вода свободно льется, журчит). Обращала внимание на различные звуки и шумы: скрип дверей, звон ключей, шелест бумаги, звук льющейся воды, шум шагов, проходящего транспорта, звон телефона и будильника, смех и плач ребенка, звук колокольчика, бубна и т. д. Слушали с детьми звуки живой природы: звуки, издаваемые животными, шуршание листьев, пение птиц, скрип снега зимой, грохот грома, шум ветра, шум дождя. А также обращала внимание на звуки, издаваемые при манипуляции с предметами: листать книгу, двигать стулом, резать толстый лист бумаги (картон, переливать воду из стакана в стакан, стучать карандашом об стакан и т. д.

Использование звуков живой природы считаю необходимым. Эти звуки близки ребенку, он слышит их с детства, они успокаивающе действуют на психику ребенка. Звуки живой природы в звукозаписи использовала в дидактических играх «Догадайся, кто кричит?» (голоса животных, «Догадайся, что звучит?» (звуки природы). Игровые задания можно усложнить, например: «Какая собака лает, взрослая или щенок? Какой дождь на улице, проливной, сильный или мелкий, моросящий? И т. д.».

После предварительной работы по ознакомлению со звуками проводила дидактическую игру на слуховое внимание «Скажи, что ты слышишь». Предлагала детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машин, шорох падающего листа, разговор прохожих, стук каблуков и т. д.). Игру эту проводила в разное время года, при различной погоде.

Усложненный вариант игры для старшего дошкольного возраста - «Кто больше услышит звуков?» или «Кто самый внимательный. За каждый ответ ребенок получает фишку, при подведении итогов проводится подсчет фишек.

Дидактическая игра «Узнай по звуку» проводится в группе, так как нежелательны посторонние шумы и требуется специальное оборудование для произведения шумов. Можно производить разные шумы: бросать на пол ложку, мяч и т. д. ; ударить предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки (в тазике с водой, подметать пол и т. д.

В литературе рекомендуется проводить игру следующим образом: играющие садятся спиной к ведущему, он производит шумы и звуки разными предметами, тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и получает фишки или маленькие звездочки.

Учитывая особенности группы наших детей, недостаточную сформированность волевых процессов на практике проводила игру в другом варианте. Дети сидели лицом к воспитателю, звуки издавались за ширмой.

Такая же дидактическая игра проводилась на различение звучания музыкальных инструментов или игрушек «Скажи что звучит?». Предварительно проводилось ознакомление детей с музыкальными инструментами или игрушками, их звучанием. Показывала звучащие игрушки или музыкальные инструменты, которые лежат перед ними на столе, затем демонстрировала их звучание. После того, как дети запомнили звучание, просила их закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если дети без труда узнавали звучание трех музыкальных инструментов, то увеличивала их число до пяти.

Во время игры дети садились на стулья полукругом. Сначала я напоминала, как звучит каждый инструмент, а затем предлагала каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Также использовала ширму, чтобы дети не отворачивались. Оборудование: колокольчик, барабан, треугольник, металлофон.

Для усложнения игры вводила дополнительные музыкальные инструменты, например: дудочку, бубен, погремушку и другие, звучание которых знакомо детям с детства. Усложненный вариант игры, предлагала назвать последовательность звучания музыкальных инструментов: - Что ты услышал сначала? - Какой музыкальный инструмент звучал потом? - Какой инструмент звучал последним?

Полезно проводить игры по развитию чувства ритма. Для этого брала барабан и предлагала детям послушать, как он звучит. Затем показывала, что на барабане можно издавать короткие, медленные, четкие удары, под которые можно медленно ходить. Если у кого-то из детей не получался шаг под барабан, просила кого-нибудь из взрослых помочь, например, помощника воспитателя. Ребенок ставил ступни взрослому на ноги и ходил с ним по комнате. После того, как медленный шаг под барабан освоен, показывала детям, что барабан может издавать короткие и быстрые удары. Под них можно бегать топ-топ-топ. Стучала в барабан, упражняя детей в беге, попадая в ритм барабана.

Смена движений на различение громкости звучания через игру «Тихо - громко». По-разному стучала в бубен: тихо, громко, очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняли движения: под тихий звук шли на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежали. Кто ошибался, тот становился в конце колонны. Самые внимательные оказывались впереди.

Еще один вариант игры со сменой движений на различный темп звучания – «Солнце и дождик». Говорила детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю. Проводила игру, меняя звучание бубна 3-4 раза. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель работала над развитием слухового внимания : дети воспроизводили ритм по образцу (хлопали, стучали палочкой ритм по образцу). Узнавание мелодии: а) узнавание знакомой мелодии; б) воспроизведение (знакомой) мелодии; в) отличие одной мелодии от другой.

Такую же работу вела над развитием речевого слуха (умение различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего). Дидактическая игра «Угадай, чей голосок». Цель: определить того, кто позвал по голосу. Первый вариант: играющие сидят, один из них становится (по назначению воспитателя или выбор по считалке, или по желанию) в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих детей. Тот произносит имя стоящего в центре ребёнка. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза, и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, ему предлагается снова закрыть глаза, и игра продолжается.

Второй вариант. Дети идут по кругу и говорят:

«-Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!»

Один ребенок в центре круга и должен узнать, кто его позвал. Игра повторяется несколько раз.

С целью развития речевого слуха и узнать товарища по голосу проводила следующие игры «Улиточка», «Угадай, кто это?», «Лягушка».

Также использовала дидактическую игру на развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи «Слушай и выполняй». Называла 1-2 раза несколько различных движений (1-5, не показывая их. Ребенок выполнял движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем сам перечислял последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощрялся: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Или дидактическая игра «Кто внимательный - развитие восприятия фразовой речи. Оборудование: различные игрушки (машины, куклы, кубики). Проводилась игра так: вызывался один ребенок, и ему давалось задание. Например: взять мишку и посадить в машину. Задания давались короткие и простые. Ребенок выполнял задание, а затем проговаривал, что он делал.

Развивающие игры и упражнения активно использовала в работе в непосредственно-организованной деятельности, а также в утренний и вечерний отрезок времени и на прогулке, как организационный момент.

Например, на прогулке во время наблюдения за листопадом обращала внимание на красоту падающих осенних листьев, например, проводила игру, «Кто из детей услышит осень (слуховое восприятие : шум ветра, шелест падающих листьев, шуршание листьев под ногами, хруст ломающихся под ногами веток, упавших с деревьев и. д.).

В результате у детей в процессе их собственной деятельности и специально организованной взрослыми деятельности накопились зрительные и слуховые образы, что положительно сказалось на развитии слухового восприятия и фонематического слуха.

Такие игры полезно проводить как в общеразвивающих, так и в логопедических группах детского сада.

Публикации по теме:

Бусы из капсул от киндер-сюрпризов с секретом.Бусы из капсул от киндер-сюрпризов с секретом. Одной из задач воспитания и развития детей образовательной области «Познание» является развитие разных видов детского восприятия: зрительного,.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 08:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайловна Пучнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД