Кузьминова Элла
Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухоречевой памяти у детей с тяжелым нарушением речи
Механизмы формирования слухоречевой памяти
При работе с детьми с тяжелым нарушением речи, убеждаешься в том, что слухоречевая память у этих детей значительно снижена. Чаще всего ребятам требуется многократное повторение слов, чтобы они их запомнили. Простое (односложное предложение) этим деткам крайне сложно запомнить.
Публикация «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При пересказе коротких текстов, дети не улавливают смысл рассказа, не запоминают имена героев, не могут пересказать эмоции этих героев и сформулировать свое отношение к ним. Запомнить и назвать имя героя рассказа или сказки – это работа механической памяти, а пересказать события из рассказа – словесно-логической памяти. Весь пересказ входит в так называемый «Закон края» - повторяется начало и конец произведения. Процесс забывания у детей с ТНР преобладает над процессом запоминания нового материала. Это и есть основная задача развития понимания речи, а значит развития памяти. Чем больше запомнишь – тем больше узнаешь и сможешь применить эти знания в опыт. Одним словом, хорошая память – залог красивой правильной речи.
С самого рождения, человек окружен информацией. Получает ее разными способами - через зрение, слух, тактильные ощущения. Благодаря комплексному информированию, дети получаю полное понимание о предмете. Часть информации стирается из памяти, и мы помним отдельные фрагменты: например, только музыку, связанную с событием, или запах предмета.
Когда ребенок маленький, может возникнуть обманчивое ощущение, что механизмы памяти не работают. Но, наступает момент, когда ребенок поворачивает голову в сторону названной игрушки или слова (папа, мама). При многократном повторении слов, а еще при поддержании этих слов действием или предметом, ребенок запоминает эту информацию быстрее и лучше. Всю оставшуюся жизнь, человек получает большую часть информацию через слуховой анализатор. Какая- то часть будет запоминаться в долговременной и кратковременной памяти, а часть «отсеивается» забывается, как не нужная информация.
Слухоречевая память – это один из важнейших видов памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации и преобразовывается в речь. Такой памятью обладает любой человек, а вот объем у всех разный: от большого объема сохраняемой информации до незначительного объема. У детей с ТНР – это незначительный объем памяти.
А самое важное, что именно на ресурсах слухоречевой памяти строится вся коррекционная работа при обучении в детском саду.
Методы диагностики слухоречевой памяти
Достаточно простую диагностику развития слухоречевой памяти детей с ТНР можно провести по средствам наблюдения. При подаче инструкции ребенку 5-6 лет из нескольких частей, чаще всего положительного результата мы не увидим. То-есь, если у ребенка присутствует ТНР, то инструкция должна быть односложная (принеси стул, возьми карандаш). Слухоречевую память можно и нужно развивать, и делать это, с использованием зрительных стимулов (картинок, игрушек) переводя это к развитию и зрительной памяти.
Развивающие игры и упражнения
Есть достаточно большое количество игр и заданий для развития слухоречевой памяти дошкольников, которые можно использовать в коррекционной работе. Эти игры направленны на развитие памяти на уровне слов и предложение, не затрагивая работу над текстом. Занятия проходят в виде игры создавая заинтересованность ребенка в результативности этих заданий.
Повтори за мой
Предложите ребенку повторить за Вами ряд слов начиная с двух и постепенно увеличив их количество. Для разных детей можно варьировать задания добавляя игрушки или предметы. Сначала повторение слов, а потом произнесение названия предложенных игрушек.
Паровозик Ту-Ту
Можно нарисовать самостоятельно или совместно с ребенком вагончики 1-3 шт. Можно прибегнуть к просторам интернета и распечатать готовые вагоны и паровоз – это уже на ваше усмотрение. Вагоны везут груз или пассажиров. Прослушав Вашу инструкцию, ребенок должен рассадить игрушки или положить предметы в вагончики в той последовательности, в какой они были даны в слуховой инструкции. Со временем, количество вагончиков можно увеличивать.
Магазин
Предложите ребенку запомнить продукты, которые он должен купить в магазине. В условиях детского сада, можно использовать игру «Магазин» с пластиковыми продуктами питания, настоящей авоськой или сумкой, а в домашних условиях, можно совместно с ребенком нарисовать или слепить продукты питания. Распределив их на разные полки в комнате.
Снежный ком
Данная игра может использоваться с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта или ТНР т. к. требует уже достаточно большого количества словарного запаса. Педагог называет любое слово, а ребенок, повторяя его, добавляет свое слово. Далее взрослый повторяет свое слово и слово ребенка и т. д. После таких упражнений количество слов нарастает как и увеличивается объем слухоречевой памяти.
Сколько кубик показал, столько я и слов назвал
На грани кубика приклеить картинка, если ребенок умеет считать до 3х, то три раза взрослый подкидывает кубик называя выпавшую на грани картинку. Ребенок должен повторить последовательность картинок. Количество картинок можно увеличить до 6ти.
Будь внимательным!
Даная игра для детей старшего дошкольного возраста.
Педагог используют многоступенчатую инструкцию. В одной просьбе два задания: возьми на полке зайца и принеси мне. Или открой тетрадь и возьми карандаш и т. д.
Нарисуй – расскажи.
Мамы, папы, бабушки и дедушки всегда хотят знать, чем занимались их детки в детском саду.
Педагог предлагает ребятам в обед нарисовать что они делали в утренний период, а ближе к вечеру еще один рисунок – чем занимались после дневного сна. И по приходу домой, использовать эти рисунки как «мнемотаблицы» для составления рассказа «Чем я занимался в детском саду»
Бесконечная фраза
Педагог предлагает односложную фразу, ребенок повторяет ее и добавляет свое слово. Далее педагог повторяет свою фразу и слово ребенка, добавляя еще одно слово. Задача ребенка повторить как можно больше слов из этого предложения. Например: светит солнце – желтое - яркое – теплое- весеннее и т. д.
В результате таких занятий, Вы заметите значительный прогресс, дети запоминают больше слов и могут их повторить. Придумывайте свои игры и видоизменяйте уже знакомые задания!