Наталия Синцова
Развитие слухоречевой памяти детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Слухоречевая память – это память, которая связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание любых звуков.
Слухоречевая память характеризуется тем, что человек, при условии нормального функционирования памяти, может точно и быстро запомнить цепочку слов, небольшой стих, рассказ, логику рассуждений, суть читаемого текста.
Публикация «Развитие слухоречевой памяти детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Развитие слухоречевой памяти является одним из важных аспектов в развитии ребенка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации, часто воспринимаемой на слух.
Проявления недоразвития слухоречевой памяти :
- недостаточный объём запоминаемого материала либо быстрое забывание;
- трудности в припоминании слов в контексте;
- соскальзывание на побочные ассоциации : (например, подбежал - пришел, перешел – пошел, что меняет смысл услышанного.
При формировании слухоречевой памяти использую :
Игровой материал;
Самостоятельную деятельность детей;
Дидактические игры выступают как средство гармоничного и естественного запоминания информации и являются одним из основных педагогических условий, увеличивающих продуктивность слухоречевой памяти дошкольника.
Игра "Магазин"
На столе мы устраиваем магазин (унииверсам) : раскладываем предметы, которые будут в нём продаваться. Ребёнку-покупателю называется список того, что он должен купить в магазине. Начинаем с 3 - 4 предметов, постепенно увеличивая их количество.
Игра «Маленькие рассказы» (Приложение №1)
Вниманию детей предлагается маленький рассказ. После чего ребенок должен ответить на вопрос предложением из текста.
Игра «Действуй»
Эту игру любят дети, так как в ней надо двигаться. Инструкция усложняется. Например: "Дойди до стола и вернись ко мне". "Дойди до стола, постучи по нему два раза и вернись ко мне". "Дойди до двери, постучи по ней 2 раза, 1 раз подпрыгни и вернись ко мне. " Ребёнок должен точно повторить инструкцию и правильно выполнить команду.
Игра «Послушай три похожих по звучанию слова и назови то, что можно есть» (Приложение №2)
Ребёнку предлагается 3 слова, которые похожи по звучанию. Он должен повторить слова, которые называют продукты питания.
ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ ПЛОДЫ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
Ребенку нужно объяснить, из каких знакомых слов составлены необычные слова. огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос
Игра «Веселые задачки» (Приложение №3)
Вниманию детей предлагаются веселые задачки. Чтобы правильно ответить на вопрос задачи, ребенок должен запомнить её условие.
ИГРА «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ»
РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО РАЗМЕСТИТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ВАГОНАМ. ИНСТРУКЦИЯ: ПОСТАРАЙСЯ ЗАПОМНИТЬ, КТО В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ. В КРАСНОМ ВАГОНЕ ЕДУТ ЖИРАФ И СОБАКА, В ЗЕЛЕНОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЧЕРЕПАХА, ЖЕЛТЫЙ ВАГОН – ПУСТОЙ, В СИНЕМ ВАГОНЕ ЕДУТ ЛОШАДКА И КОТ. В ДАННОЙ ИГРЕ ИСПОЛЬЗУЮ ВАРИАТИВНОСТЬ.
ИГРА «СКОЛЬКО КУБИК ПОКАЗАЛ, СТОЛЬКО Я И СЛОВ СКАЗАЛ».
ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ 6 СЛОВ. ЗАТЕМ РЕБЁНОК БРОСАЕТ КУБИК, СКОЛЬКО ВЫПАДЕТ ТОЧЕК НА КУБИКЕ, СТОЛЬКО СЛОВ ДОЛЖЕН ПОВТОРИТЬ РЕБЕНОК.
Игра ««Запомни имя героя» «Запомни название конфет» (Приложение №4)
Детям предлагается текст. В тексте нужно запомнить имена героев. По аналогии провожу игру «Запомни название конфет»
ИГРА «НАОБОРОТ»
В ХОДЕ ДАННОЙ ИГРЫ ДЕТИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ. ПРЕДЛАГАЮ ДЕТЯМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ : В ЛЕСУ МЫ СОБИРАЛИ ЯГОДЫ. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОВТОРИТЬ ЕГО НАОБОРОТ: ЯГОДЫ СОБИРАЛИ МЫ В ЛЕСУ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СТИМУЛИРУЕТ АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Приложение №1
ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА.
1. Петушок поёт.
2. Курочку с цыплятами зовёт.
3. Петушок зернышки нашёл.
4. Сам не съел – цыплятам отдал.
Ответить на вопросы:
- Кто нашёл зёрнышки?
- Кого позвал петушок?
- Кому петушок отдал зёрнышки?
- Кто же склевал зёрна?
ЧАЙНИК.
1. Вот наша кухня.
2. На плите чайник стоит.
3. В нем вода кипит.
4. Будем чай пить.
- В чем кипит вода?
- Что мы будем пить?
ПОРА СПАТЬ.
1. Вот и ночь пришла.
2. В небе звезды зажгла.
3. Таня спать идет.
4. Куклу Олю несет.
- Кого несет Таня?
- Если наступает ночь, что мы должны делать
ЗА ГРИБАМИ.
1. Пошли дети в лес за грибами.
2. По дороге идут, песенки поют.
3. Вот и в лес пришли.
4. На поляне гриб нашли.
- Куда и зачем пошли дети?
- Что они делали, когда шли?
- Что они нашли?
- А где они нашли гриб?
НАШЛИ ЕЖА.
1. Дети в лес пошли.
2. Под кустом ёжика нашли.
3. Дети ёжика домой принесли.
4. Дали ему молока.
- Куда дети пошли?
- Кого они нашли?
- Куда дети отнесли ёжика?
- Чем они его напоили
БЕЛКА И ЗАЙЧИК.
1. Под ёлкой зайчик сидит.
2. Сверху на него белка глядит.
3. Белка зайке шишку бросает.
4. «Я шишки не ем», - ей зайчик отвечает.
- Где сидит зайчик?
- А где сидит белочка?
- Кто сидит наверху?
- А кто внизу?
- Что белочка бросила зайчику?
- А что сказал зайчик?
Приложение №2
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, ракета, котлета. Миска, сосиска, редиска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мед, компот, плот. Виноград, мармелад, фотоаппарат
Приложение №3
*Наташа сорвала в саду 3 вишни, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
*Заяц приготовил к обеду 23 морковки, все морковки съел. Сколько морковок осталось?
*На груше росло 10 груш, на березе 2 груши. Сколько груш на березе?
*На балконе сидели 3 голубя. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?
*На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному яблоку. Сколько всего выросло яблок?
Приложение №4
Запомни все имена героев.
"Лесная компания" Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
"Воскресное чаепитие"
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты
«Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.