Айгуль Садыкова
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Садыкова А. З.
МБДОУ Детский Сад № 48 г. Уфа РБ
Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. В воспитании дошкольников педагогам нужно знать главное [1] : формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.
Публикация «Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Маленький ребенок понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка. К 5 годам словарный запас ребенка составляет 2000-2500 слов. У семилетних детей в словаре до 4000 слов [1].
При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошкольников увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.
Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка. Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.
В старшем возрасте дошкольники становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей [2].
В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе : обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной.
Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного.
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка [2].
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения различных жанров передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения [3]. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Ознакомление с художественной литературой различных жанров включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Литература :
1. Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - С. 4-6.
2. Мусина, Ж. А. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. - 2014. - С. 173-175.
3. Шафигулина, М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 122-123.