Получи документы

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства

Айгуль Садыкова
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Садыкова А. З.

МБДОУ Детский Сад № 48 г. Уфа РБ

Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. В воспитании дошкольников педагогам нужно знать главное [1] : формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Публикация «Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства» размещена в разделах

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Маленький ребенок понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.

По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка. К 5 годам словарный запас ребенка составляет 2000-2500 слов. У семилетних детей в словаре до 4000 слов [1].

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошкольников увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка. Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

В старшем возрасте дошкольники становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей [2].

В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе : обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.

Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной.

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка [2].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения различных жанров передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения [3]. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Ознакомление с художественной литературой различных жанров включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Литература :

1. Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - С. 4-6.

2. Мусина, Ж. А. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. - 2014. - С. 173-175.

3. Шафигулина, М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 122-123.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства
Опубликовано: 27 января 2020 в 14:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством различных жанров литературного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Садыкова (УИ 237087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД