Светлана Георгиевна Максимова
Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики при работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей. В основе познания лежит сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности.
Публикация «Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики при работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении о пространстве, а также запахе, вкусе…
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Мария Монтессори считала, что чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Так, например, степень развития движений пальцев рук оказывает непосредственное влияние на уровень развития речи детей. А для дошкольников с речевой патологией эти движения представляют немалую сложность. Все это заставило нас обратить особое внимание на предоставление детям условий для развития их сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом его переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Одной из важнейших задач при работе с детьми с нарушением речи является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи.
Ребенок хорошо слышит звуки, из которых состоит наша речь, но он слышит их в словах, не выделяя их изолированно. Ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Важно, чтобы дети не просто слышали, а научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь.
Четко произнося слово, мы обследуем его, рассматриваем все звуки, из которых это слово состоит. Дети выделяют звуки в слове, определяют его местоположение в слове, сами подбирают слова с этим звуком. При этом важно, чтобы дети не просто называли слова, а произносили их с выделением нужного звука.
Одновременно на занятиях решаются и другие задачи: педагог следит за правильным звукопроизношением, за обогащением словаря, грамматической правильностью речи…
Очень оживляет занятия по воспитанию фонематического восприятия показ воспитателем картин с изображением растений, животных, игрушек. При этом картины должны быть подобраны так, чтобы на них были изображены предметы, в названиях которых есть определенные звуки.
Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Функция руки оказывает стимулирующее влияние на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики позволяют следующее :
1. регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
3. облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз»…
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья, птиц. Необычная игровая деятельность вызывает интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Разученные сценки - упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.
Упражнения на развитие мелкой моторики можно включать в физминутки, утреннюю гимнастику. Упражнения надо давать малыми порциями в течение 2 – 3 минут, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.