Ирина Картамышева
Развитие самоконтроля у старших дошкольников как направление, определяющее готовность ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самоконтроля у старших дошкольников является важным в развитии личности ребенка и определяющим его готовность к обучению в школе. Самоконтроль – это способность регулировать свои эмоции, мысли, поведение, действия, принимать и реализовывать осознанные решения.
Публикация «Развитие самоконтроля у старших дошкольников как направление, определяющее готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте ребенку очень важно иметь способности к волевому усилию. Это значит, что малыш должен уметь следовать цели. Основным показателем изучения развития самоконтроля дошкольника является игра, в которой можно увидеть, как ребенок воспринимает инструкцию, как часто отвлекается, как долго удерживает внимание в процессе работы.
У ребенка плохо развит самоконтроль, если он приступает к игре, не дослушав правила, постоянно отвлекается, допускает ошибки при выполнении условий.
Уровень самоконтроля у дошкольника оценивается средними показателями, если он в целом понимает инструкцию и сохраняет интерес к игре, допускает небольшое количество ошибок и нарушений условий.
Высокий уровень развития самоконтроля имеет ребенок, если внимательно слушает инструкцию, сохраняет интерес до конца игры, сосредоточен, минимально отвлекается, но это не мешает ему выполнять условия игры.
К старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных направлений самоконтроля, имеющих большое значение для определения готовности ребёнка к школе :
• контроль импульсов, например, пойти гулять не сейчас, а после обеда;
• умение ждать, сдерживая эмоции (сначала обещанную игрушку, поход в зоопарк, когда мама заберет его из детского сада, после – оценку за выполненную работу);
• умение сравнивать свою работу с образцом, убедиться в правильности или увидеть ошибку;
• умение выстраивать алгоритм своих действий в соответствии с правилами;
• умение урегулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «Можно» и что «Нельзя»
Рекомендую педагогам и родителям развивать самоконтроль у дошкольников, используя следующие позитивнее установки:
- Я понимаю, что развитие самоконтроля требует систематической работы.
- Я запрещаю себе перегибать палку в воспитании ребенка, желая как можно раньше увидеть его взрослым, организованным.
- Для выполнения требований я формирую у малыша следующую цепочку взаимосвязи: «невыполненное задание – невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».
- Я запрещаю себе завышать требования к ребенку, заниматься тем или иным видом деятельности дольше, чем предполагается, в соответствии с возрастом.
- Я запрещаю себе ограничивать самостоятельность ребенка, держать под контролем каждую мелочь в жизни ребенка.
- Я даю возможность малышу проявить самостоятельность, для повышения уверенности в собственных силах и способности предвосхитить возможные трудности.
- Я помогаю ребенку разработать алгоритм преодоления проблем, трудностей.
- Я хвалю не результат, а приложенный труд ребенка.
- Я обращаю внимание на воспитание самоконтроля у самого себя, чтобы требовать от малыша выполнения правил, то есть развивать контроль своим примером.
Развить естественно и эффективно способность к самоконтролю и саморегуляции в дошкольном возрасте помогут разнообразные упражнения и игры с правилами.
Игра-упражнение: «Топ-хлоп».
Игра развивает внимание, память. Взрослый произносит правильные и неправильные фразы-понятия. Предлагает детям хлопать в ладоши, если выражение верное и топать ногами, если неправильное. Например : «Летом лепят снеговика» или «Летом катаются с горки на санках», «Рыбы плавают в облаках», «Конфеты растут на дереве», «Жираф живет в жарких странах». Фразы-понятия предлагаются в соответствии с возрастом.
Упражнение: «Сделай одновременно»
Упражнения направлены на распределение внимания, выработку у дошкольника умения выполнять одновременно два разных действия.
Вариант 1.
Предложите ребенку рисовать круги в тетради и одновременно считать ваши хлопки, сопровождающие рисование. Время выполнения задания — 1-2 минуты. После ребенок называет подсчитанное количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем правильнее сосчитаны хлопки и чем больше кружков нарисовано, тем выше результат.
Вариант 2.
Попросите ребенка в течение 1-2 минут одновременно рисовать двумя руками: левой и правой — кружки или левой – крестики», правой – нолики. В конце подсчитывается количество нарисованных фигурок или знаков. Задача малыша — нарисовать как можно больше «правильных» символов.
Игра: "Сохрани слово в секрете"
Называйте ребенку разные слова, а он будет их четко за вами повторять.
Условие игры: названия цветов или птиц – это наш секрет, их повторять нельзя. Если слышим название цветка (птицы, нужно молча хлопнуть в ладоши один раз.
Примерный подбор слов:
машина, телефон, голубь, роза, ворона, книга, диван, тарелка, ромашка, телевизор, кактус, василек, соловей, дом, апельсин, сова, подснежник, береза и т. д.
Можно использовать следующие варианты правил:
• нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [ж];
• нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
• нельзя повторять названия фруктов;
• нельзя повторять имена девочек и мальчиков;
• нельзя повторять имена девочек;
• нельзя повторять слова, означающие действия;
• нельзя повторять слова, означающие школьные принадлежности;
• нельзя повторять все съедобное;
• нельзя повторять названия предметов зеленого цвета;
• нельзя повторять названия продуктов, имеющих сладкий вкус.
Игра: "Сделай так же"
Взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.
Предложите сложить из имеющихся у ребенка геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например :
• квадрат из треугольников по заданному образцу;
• елочку из треугольников;
• узор из геометрических фигур;
• композицию;
• разложи, геометрические фигуры в заданном порядке;
• закрась, овал желтым цветом;
• закрась, круг зеленым цветом;
• закрась, треугольник синим цветом;
• закрась, квадрат красным цветом.
Упражнение: «Запоминание слов»
Взрослый называет ребенку на одно слово больше, чем его возраст и просит малыша повторить, что он запомнил. Называет еще раз эти же слова и просит ребенка снова повторить как можно больше слов. Сравнивает, сколько слов назвал ребенок первый и второй раз, и смотрит, есть ли прирост. Примерный список слов для запоминания: стол, мел, калина, парк, мама, кот, осень, часы, диван, самолет.
Хорошо развитый самоконтроль у старших дошкольников способствует развитию мышления, памяти, внимания; обеспечивает будущему школьнику получение программного материала в полном и качественном изучении, совершении умственных и практических действий (в игре, учебе и труде); помогает своевременно обнаруживать совершенные ошибки и предотвращать их; изменять свое поведение и решение, как несоответствующее ожиданиям окружающих.
Список использованной литературы:
1. Чернокова, Т. Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности [Текст] / Т. Е. Чернокова // Science Time.2014. – № 7 (7). – С. 413-418.
2. Малвелов, С. Г. Задание на развитие самоконтроля [Текст] / С. Г. Малвелов. – М. : Просвещение, 1992. – 129 с.
3. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадриков. – М. : 2001 – 95 с.
4. Рекунова, Н. Ю. Психолого-педагогические условия формирования умения управлять своим поведением у детей 6-7 лет [Текст] / Н. Ю. Рекунова. // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. трудов по 65 материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – Ч. 4. – С. 122-125.