Наталья Гладченко
Развитие самоконтроля речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
После того как учитель-логопед научил ребенка правильно произносить звук начинается этап его автоматизации. Для этого требуются многократные повторения слогов, слов и фраз, а затем стихов, максимально насыщенными определенным звуком. Но с самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь.
Публикация «Развитие самоконтроля речи ребенка» размещена в разделах
Для этой цели родители должен привлекать внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагать сравнить его с правильным. Можно давать задания по контролю за речью друг друга (игра «Заметь ошибку», задания по исправлению неправильно произнесенных предложений родителем (игра «Пойми малыша»). Большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребенка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребенка исправлять ошибки в речи самостоятельно (игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»).
Целесообразно, чтобы сам родитель имитировал искаженное произношение, чередуя его с правильным, а ребенок сравнивал бы оба варианта и воспроизводил нужный. Можно прочитать рассказ Драгунского «Волшебная буква» и установить вместе с ребенком правильный вариант произношения слова «шишки».
Необходимо постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они говорят.
На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Например он будет произносить слова рак, рыба как рррак,рррыба,то есть выделять голосом и интонацией звук р, произносить его длительно, раскатисто, хотя в обыденной речи так слова мы не произносим. Так ребенку будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.