Нина Солдатенко
Развитие режиссёрской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития личности каждого ребёнка, невозможно переоценить роль
родного языка. Всем известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста, и именно поэтому в детском необходимо создавать условия в которых ребёнок мог бы в разговоре передать свои эмоции, чувства.
Огромную роль в развитии эмоциональной речи, воображения и фантазии
играют театрализованные занятия. Содержание занятий по театрализованной
Публикация «Развитие режиссёрской игры» размещена в разделах
деятельности включает в себя все виды кукольных спектаклей, речевые игры
подготовку к разыгрыванию сказок и инсценировок, драматизацию, а дети
подготовительных групп сами пытаются придумать, составить свой сюжет
спектакля, берут на себя режиссёрскую роль.
В театральных играх нельзя применять оценку осуждения. Наоборот, надо
всегда предоставить возможность высказаться, проявить свою активность.
В старших группах совершенствуются художественно – образные исполнительские умения (интонация, мимика, позы, жесты).
В подготовительных группах работаю над теми же средствами выразительности, и большое внимание уделяю на развитие субъективной
позиции ребёнка в режиссерских играх, на составление диалогов по заданной теме, или по иллюстрациям. На шестом, седьмом году жизни у
дошкольников начинается развитие режиссёрской игры, которая превращается в развитую форму коллективной деятельности. Режиссёрская
игра это разновидность сюжетной игры, где ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр, строя развивает сюжет, распределяет роли среди
детей, видит ситуацию в целом. Это значит, что развитее режиссёрской игры
вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка и способствует переходу на новый уровень воображения.
В отличии от сюжетно- ролевых игр в которых дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь взрослых людей, режиссёрские
игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультфильмов. Сюжеты игр усложняются, от простой
цепочки действий дети переходят к разыгрыванию разного рода ситуаций, в которых участвуют реальные и фантастические персонажи. Дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включается описательные повествовательные высказывания, оценка игровых ситуаций.
Актуальность создания педагогической технологии, направленные на освоение детьми позиции субъекта сюжетно – режиссёрской игры, продиктованная требованиями времени, т. руководство играми дошкольников в детском саду несёт за собой отпечаток изменений заорганизованного дидактизма.
1) Работу начинала с развития у детей умения определить тему будущей игры и планировать события. Тематика игр определяется чаще наличием предметной игровой среды. Задание сформулировать тему игры опиралось на использование шапочек – масок, игрушки – заменители знакомые и незнакомые. Каждому ребёнку можно предложить придумать какую – нибудь игру с этими масками, или с набором этих игрушек, назвать тему игры. Игровые объединения формировались так, что в них включались дети, которые проявляли склонность к организации игр, какую – либо второстепенную роль брал на себя педагог. Для того чтобы осуществить игру как совместную деятельность, воспитатель помогает детям обсудить сюжетную линию, найти игровые действия.
2) Для организации игры использовались наборы картин с изображением различных ситуаций, как «Мама гуляет с детьми…», «Дети играют в песочнице и появился…».
Детям предлагается рассмотреть иллюстрацию, выделить событие и придумать, что могло быть впереди и что могло быть после. В таких играх можно делить детей на два игровых объединения, отмечала, что победит та команда, которая придумает и покажет не только интересную игру, но и будет дружной. Предлагается, что освоение детьми сюжет – сложения будет поддерживать интерес к режиссёрской игре, основным мотивом которой является фантазирование. Для обогащения содержания игровой деятельности использовалась литературная сказка. Сказочный сюжет брался за основу, а дальше дети придумывали и разыгрывали новые приключения полюбившихся героев. Для лучшего усвоения персонажей и их характеров детям предлагалось дать совестные портреты героев, или обыграть небольшие этюды на пантомиму и мимику героев сказки в различных ситуациях. Например: как шагал петух, чтобы выгнать лису? Какие лица были у друзей Незнайки, когда он сочинял о них стихи?
3) Для развития режиссёрских способностей применяется и такая педагогическая технология как игры из серии «Перевирание сказок» - тут детям предлагалось сочинить целостные сюжеты. Игры – диалоги закрепляют умения детей слушать и принимать замысел сверстника, вносить предложения по изменению сюжета. Развитие этих умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить путь выхода из спорных вопросов. Обсуждение игр было направленно на то, чтобы выявить с детьми наиболее интересные замыслы, подчеркнуть индивидуальные достижения детей. Таким образом достигалось развитие коммуникативных умений. Педагог выступал консультантом, помогал связать сюжет, по необходимости изменить интонацию, мимику при изображении персонажа. Иногда для развития сюжетосложения вводился такой игровой материал, как изображённая извилистая дорога, проходящая мимо дома Карабаса или Алисы. Например: коротышка с Незнайкой решили попасть в страну дураков. Или предлагается придумать новую страну, куда могли попасть попутешествовать дети. Можно нарисовать извилистую дорогу, которая проходит мимо замка волшебника к морю и т. д. в игре
предлагается, что карта поможет детям заранее как бы увидеть результат игры. И в то же время такая краткая карта оставляет простор для игрового творчества. В результате анализа появления субъекта игровой деятельности выделены дети – сочинители. Они адресуют свои игровые замыслы партнёрам. Это дети – заводилы, у которых придумывание игровых событий преобладает над их реализацией. Дети – исполнители в большей степени склонны проявлять игровое творчество, в своих образах используют при этом разнообразные средства. Об освоении детьми субъективной позиции свидетельствует то:
1. Развиты ли способности у детей выдвигать игровой замысел, оригинальность замыслов.
2. Сочетание в сюжете разнообразных реальных и фантастических событий, умение передавать эмоциональное состояние.
3. Стремление согласовывать замысел, сопереживанием и умение учитывать интересы и желание партнёров.
О появлении группе детей – режиссёров свидетельствует и то, как постепенно меняется роль воспитателя в игровой деятельности. На первых этапах воспитатель выступает как руководитель игровых умений. На втором этапе воспитатель участвует как партнёр. На третьем этапе воспитатель выступает как наблюдатель – консультант. Положительный результат создания педагогической технологии игры – это возможность самораскрытия детей в игре, основанного на их индивидуальных особенностях, становление такого игрового общества, в котором почти каждый ребёнок может найти своё место.