Светлана Танельвиц
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
в старшей группе
Воспитатель: Танельвиц С. А.
Дудинка, 2022 г.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Создание условий для развития речи в рамках лексической темы.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Расширить о обогатить знания детей по теме зимующие птицы;
• Активизация словаря по теме Зимующие птицы;
Развивающие :
• Развитие связной речи;
• Развитие грамматического строя речи через согласование существительного с числительными по родам;
• Развивать умение образовывать новые слова путем сочетания существительного с прилагательным;
• Продолжать формировать навыки звукового анализа (звук а, о, у в зависимости от выбора детей).
Воспитательные:
• Формирования навыка взаимодействия, инициативности, самостоятельности, усидчивости.
Интегрируемые образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально- коммуникативное», «физическое развитие».
Предварительная работа: беседа по теме зимующие птицы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
Оборудование: коврограф, мольберт, картинка мишки Бо, иллюстрации зимующие птицы, игра «Один, Одна, Одно», письма для детей.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Звучит звонов на урок (дети знают- это значит начало занятия)
Дети заходят в группу, на полу кружки. Необходимо пройти по кругам и выполнить задания.
Проходят к коврографу.
В. : Дети, обратите внимание что на коврографе пусто, а что бы тут кто- то появился нам необходимо произнести слова, но в правильном порядке.
Дети выполняют задание. В. : Поднимите правую руку вверх, В. : кто расположен в правом верхнем углу? (Д. : Павлин, а теперь левую руку вверх, кто изображен в левом верхнем углу? (Д. : Лев, теперь правую руку вниз, кто расположен в правом нижнем углу? (Д. : Пони, теперь левую руку вниз, кто расположен в левом нижнем углу? (Д. : Лань). Правильно, вы большие молодцы. И какие слова у нас получились, назовите по порядку все слова, которые мы назвали Д. : Павлин, лев, пони, лань) В. : отлично.
На коврографе появляются клоуны
В. : Посмотрите дети, это клоуны, их зовут Арлекин, Орлекин, Урлекин. На какие буквы они похожи?
Д. : А, О, У.
В. : Молодцы. Хотите с ними поиграть?
Д. : Да.
В. : С каким клоуном вы хотите поиграть, давайте проголосуем. (дети голосуют, поднимают руку)
В. : Отлично, вы выбрали клоуна Урлекина, а теперь пройдемте на коврик, встанем в круг и поиграем. Я буду называть слова, а вы, когда услышите слово, которое начинается на звук У хлопаете в ладошки один раз.
Апельсин, Утка, Обруч, Улитка, Абруз, Ананас, Усы, Уха, Оля, Аня, Удочка, Обруч.
В. : Молодцы.
На мольберте появляется изображение мишки. Это мишка. Он пришел к нам в гости, молчит почему то долго наверное шел и кажется замерз. Ой, тут записка.
Записка от мишки. «Здравствуйте ребята, меня зовут мишка Бо. Я так долго к вам добирался и очень замерз, да так сильно что кажется у меня замерз язык».
В. : Ребята, кажется и правда у мишки замерз язык. Что же мы можем сделать, чем помочь?
Д. : Сделать гимнастики для языка.
В. : Тут еще одно записка. Кажется в ней рассказывается история про мишку Бо. Давайте сядем и послушает.
«Жил был мишка Бо.
Он был очень добрый и любил улыбаться (широко улыбаемся, произносим звук (И).
Встал мишка однажды рано утром и решил съесть целую банку варенья и испачкал рот и нос (облизываем языком рот по кругу, язык широкий).
Съел он банку варенья и вспомнил, что у него есть блинчики, но их очень мало и решил он испечь еще блинчиков (высовываем язык, произносим (па- па- па).
Вдруг налетели тучи и хотели намочить нашего мишку (сдуваем вату с носа, вытягиваем язык вперед и дуем через язык)
А еще у нашего мишки была лошадка и она цокала вот так (цок цок цок)»
В. : Какие вы молодцы.
Мишка: Спасибо ребята, что помогли мне. У меня и правда язык замерз.
А пришел я поиграть с вами и принес вам игру.
«Один, Одна, Одно». Дети играют. Согласование имен существительных с числительным по родам.
Дети находят картинки зимующих птиц.
В. : Мишка, а ты знаешь кто такие зимующие птицы?
Мишка: Нет, я не знаю. Расскажите мне, пожалуйста.
В. : Дети, расскажем Мишке кто такие зимующие птицы?
Д. : Да
В. : Но сначала давайте поиграем в птичек.
Физминутка «Птички»
Птички прыгают, летают (имитируют полет)
Крошки птички собирают (пальцами стучат по полу)
Перышки почистили (наклоны головы вправо – влево)
Клювики почистили (вращают кулачками вокруг лица)
И летают и поют (машут руками)
Снова зернышки клюют… (пальцами стучат по полу)
Дальше полетели (машут руками)
Все на место сели (дети садятся на стулья)
Дети садятся перед проектором.
Презентация «Зимующие птицы».
С наступление первых холодов все перелетные птицы улетают в теплые края, но есть и те птицы, которые остаются на всю зиму. Это Зимующие птицы, они умеют переносить холод.
Голуби обитают во всех уголках мира, живут они в городах рядом с людьми и не улетают на зиму, они едят зерно и иногда, фрукты с овощами.
А это воробей, это самая известная во всем мире птица. Воробьи обитают рядом с человеческим жильем. Человек помогает птицам пережить зиму. Как вы думаете, чем он помогает? Конечно же кормушки. Человек делает кормушки. Воробьи всеядны и питаются семенами, фруктами, овощами, а так же насекомыми и даже травой но это летом.
Грудка ярче чем заря, у кого? У снегиря. Зимой снегиря из далека видно. Алые животики снегирей похожи на спелые яблочки на заснеженных деревьях. Снегири не боятся морозов и питаются семенами из ягод рябины, любят семена клена, в кормушки для них можно насыпать гречку и пшено.
А это что за птичка? Синичка. У синицы яркая и красивая окраска брюшка желтая или лимонная с черной полосой. Летом синички живут в лесу и ловят насекомых, а зимой прилетают в город и питаются порой даже остатками пищи человека, а так же зернами из кормушек. А еще Синички очень любят кушать сало.
Ворона. Окрас вороны бывает серым или черным. Ворона удивительная птица, обладает блестящим умом и сообразительностью. Ворона одна из немногих птиц, предпочитающих жить по соседству с человеком. Ворона всеядна и питается абсолютно всем, что кажется для нее съедобным.
А вот и дятел. Зимой основной рацион дятла составляют семена и орехи добытые из шишек. Вместо воды зимой дятел глотает снег.
А теперь поиграем немного -O-
Игра называется сосчитай птиц. В центре птица, а по кругу цифры обозначающие количество птиц. Например- Один снегирь.
Следующая игра «Сколько птиц около кормушки?»
Игра «Скажи одним словом» или продолжи предложение
У синички желтая грудка, поэтому она ….(желтогрудая)
У дятла длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)
У вороны черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)
У снегиря красная грудка, поэтому он… (красногрудый)
Ваша любимая Игра «Кто пропал?»
В. : Мы с вами уже много поговорили про зимующих птиц, а вы сами сможете составить маленькие рассказы и рассказать мишке Бо про птиц.
Давайте вы разделитесь на команды по два человека и выберете птичку про которую будете рассказывать. Я вам немного помогу и дам вам подсказку.
Дети рассказывают про зимующих птиц.
Мишка: Спасибо вам, мне очень понравились ваши рассказы, я много интересного узнал. Я для вас, еще когда был дома, отправил письма. Вот только не знаю пришли они к вам или нет.
Дети идут смотреть почтовый ящик и находят письма для каждого ребенка. (в письме раскраска для каждого ребенка).