Наталья Фаттахова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в старшей группе на тему : «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Цель: Ознакомление с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»;
2. Узнать содержание рассказа «Слепая лошадь»
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
1. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;
2. Выявить и понять мотивы поступков лошади и хозяина.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
2. Дать оценку действиям хозяина и лошади.
Дополнительные задачи для игры:
1. Формировать навык правильного практического употребления прилагательных, их согласования с существительными; 2. Развивать зрительное и слуховое восприятие информации;
Материалы и оборудование:
Презентация и сердечки из красной бумаги с напечатанной пословицей «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Словарная работа:
Рогатина, узда.
Подготовительная работа:
Чтение рассказа (первая половина, разучивание физминутки.
Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуй,солнце золотое! Здравствуй,небо голубое! Здравствуй,вольный ветерок! Здравствуй, милый мой дружок!
Мотивационный период:
Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришла одна гостья, а кто это, угадайте из моей загадки:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят.
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка.
Это – резвая. (Лошадка)
Воспитатель: - Лошадка пришла к нам, чтобы рассказать одну историю, а написал эту историю писатель Константин Дмитриевич Ушинский. - Я хочу вам немного рассказать об этом человеке.
Рассказ о К. Д. Ушинском.
Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные сказки, загадки и рассказы для детей.
Воспитатель: - Так вот, один из таких интересных рассказов называется «Слепая лошадь». Мы с вами уже начали читать это произведение, сегодня я бы хотела дочитать его вам.
Воспитатель: - Наблюдая за вами, ребята, в группе, я заметила, что некоторые ребята не дорожат своей дружбой в нашей группе : ссорятся, жалуются и обижаются друг на друга. Поэтому, я считаю, что это произведение очень актуально для вас.
- Мне нравится рассказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» потому, что он учит нас доброте, а еще тому, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, и слово свое надо всегда держать.
Краткий пересказ:
В давние времена на морском берегу располагался славный город Винета, и жил в нем богатый купец по имени Уседом. У купца была лошадь, быстрее нее не сыскать было во всем городе, Уседом ее любил и никому не позволял ездить на ней. Однажды довелось Уседому проезжать по темному лесу, где случилось несчастье: напали на них с Догони-Ветром разбойники, если бы не прыть коня, не быть купцу живым. Уседом пообещал до конца дней любимца кормить и оберегать, но вскоре Догони-Ветер ослеп и стал хворать, купцу стало невыгодно содержать лошадь, и неблагодарный человек прогнал своего друга прочь со двора.
Воспитатель: - Ребята, как звали лошадь Уседома?
- Вспомните, какое обещание дал хозяин Догони –Ветру?
- Как вы считаете, сдержал ли свое слово Уседом?
- Давайте представим себя на месте лошади, как вы думаете, что она сейчас чувствует?
- Ребята, предположите, что может произойдет с лошадью после того, как ее выгнал хозяин?
- А давайте, посмотрим, что пишет в рассказе автор об этом :
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Люди потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…
- Читая рассказ, вы, ребята, обратили внимание на незнакомые слова : рогатина и уздечка.
Рогатина – это тяжёлое орудие для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя.
Уздечка - часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным.
Физминутка:
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой)
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Дидактическая игра:
- Ребята, лошадь – это какое животное (домашнее или дикое?
Наша гостья лошадь хочет знать, знаете ли вы строение ее тела и предлагает поиграть в игру «Чье это?» :
Я показываю вам картинку и спрашиваю «чья?», «чье?» и т. д.
- Это голова (чья) – лошадиная голова
- морда (чья) – лошадиная морда
- уши (чьи) - лошадиные уши
- глаза (чьи) – лошадиные глаза
- туловище (чье) – лошадиное туловище
- хвост (чей) – лошадиный хвост
- ноги (чьи) – лошадиные ноги
- Молодцы ребята, наша лошадка осталась довольна вашими ответами.
Рефлексия:
- Давайте вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ?
- Ребята, я вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы, о чем она?
- У вас на столах лежат сердечки красного цвета, на которых изображены два друга. Я вам дарю их и прошу, чтобы вы не забывали о том, что к дружбе надо относиться бережно.