Елена Анисова
Развитие речи в играх
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Обучая ребенка родной речи, мы, взрослые, способствуем развитию его интеллекта и эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
Публикация «Развитие речи в играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
СЛАЙД № 2.
Игры детей дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
1. дидактические игры;
2. подвижные игры;
3. сюжетно- ролевые игры и игры- драматизации.
СЛАЙД № 3.
Дидактическим играм мы отводим большое значение в развитии речи дошкольников. Одной из главных для нас задач в организации дидактической игры – подобрать такие варианты, которые будут вызвать у детей интерес к играм со словом. В организованную образовательную деятельность и режимные моменты мы включаем речевые, дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание уделяем словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, описывая предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывая по описанию, находя признаки сходства и различия, рассуждая. В младшем дошкольном возрасте игры со словами направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще всего используем в целях формирования мыслительной деятельности, т. к. это способствует подготовке детей к обучению в школе. С помощью таких игр у детей улучшается речь и речевое общение.
СЛАЙД № 4.
Кроме дидактических игр немалую роль в развитии речи дошкольников отдаем подвижным играм. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий воспитанников любой ДОО. И если она подобрана правильно с учетом как физических, так речевых возможностей детей, то оказывает неоценимую помощь в работе любого педагога. Для развития речи дошкольников мы используем игры с речевым содержанием, хороводные игры и т. д. Проводя подвижную игру, мы стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчёлы», в которой одной из задач является закрепление и автоматизация звука [Ж] в словах, мы можем ее решить только в том случае, если дети будут хорошо различать шипящие и свистящие звуки. Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому мы их проводим живо, эмоционально и непринуждённо. С помощью хороводных игр мы развиваем связную, диалогическую речь, учим детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, с помощью которого мы повышаем речевую активность детей, способствуем коррекции нарушений коммуникативной сферы, воспитываем художественный вкус, учим детей лучше понимать окружающий его мир. Отбор хороводных игр мы осуществляем, учитывая возраст и эмоциональное состояние воспитанников. Кроме того, мы используем хороводные игры как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.
СЛАЙД № 5.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В игре мы учим детей общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. В развитой ролевой игре мы формируем у них творческое воображение.
СЛАЙД № 6.
Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат. Играя в «сказку», дети стараются использовать выразительные средства и интонации, соответствующие их герою, старается говорить четко, чтобы его поняли остальные. С помощью театрализации мы помогаем детям развивать грамотность и выразительность речи, расширяем их словарный запас.
Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Поэтому она связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОО. С помощью игры мы помогаем нашим воспитанникам овладеть новым объемом знаний, проявить самостоятельность и творческую активность, а также решить какую-либо умственную задачу, что помогает преодолеть трудности со связной речью. Таким образом, игры, объединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей и способствуют повышению результативности работ всех педагогов.
СЛАЙД № 7.