Ольга Алексеевна Матяева
Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
По теме : «Устное народное творчество»
Цель:
-Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию; доставить радость и эмоциональное равновесие.
-Развивающие : Развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.
Предварительная работа: заучивание загадок, чтение сказок, заучивание, поговорок, пословиц, песенок, проведение беседы об устном народном творчестве русского народа.
Методы и приё мы: игровой, словесно-логический, наглядный, двигательный; художественное слово (пословицы, поговорки, сказки, пальчиковая гимнастика).
Оборудование: иллюстрации сказок, поговорок скороговорок- мнемотабицы
Словарная работа: активный - пословицы, поговорки, считалки, загадки; пассивный- устное народное творчество, фольклор, фантастический.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Игра-путешествие по стране устного народного творчества
1. Организационная часть
-Здравствуйте ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
-Скажем «Здравствуйте руками! (Машем рукой)
-Скажем «здравствуйте ногами! (приседаем)
-Скажем «здравствуйте глазами! (подмигиваем)
-Скажем «здравствуйте мы ртом- (улыбаемся)
станет радостно кругом!
-Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)
- Россия огромная страна, многонациональная, но большую часть населения составляет русские.
-Мы сегодня будем говорить об устном народном творчестве русского народа.
- Устное народное творчество - это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение.
- По-другому называют устное народное творчество - фольклор.
- А фольклор - это пословицы… помогите мне пожалуйста (поговорки, загадки, песни, считалки, сказки и тд).
- Как и на чём путешествовали сказочные герои? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).
-А мы будем путешествовать на печи.
Если вы готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество»
2. Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества.
Скажем волшебные слова: какие?
- По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на первую станцию!
1 станция Загадки:
Скажите пожалуйста, для чего придумывали загадки?
Вот и я хочу проверить вашу смекалку да находчивость!
Может белый быть и бурый,
Он густой гордится шкурой.
Любит рыбкою питаться
Или мёдом баловаться.
Громко может он реветь.
Что за зверь такой?
(Медведь)
***
Знают все: она плутовка,
Кур таскать умеет ловко,
Промелькнёт хвост по двору
И запрячется в нору.
Яркий мех – её краса.
Очень хитрый зверь… (Лиса)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет. (Кошка.)
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытами цок-цок,
Покатай меня, дружок! (Конь.)
Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посредине — спинка,
А на ней щетинка. (Свинья.)
Молодцы, все загадки отгадали!
Приглашаю на вторую станцию: - По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию «Пословицы»
Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе.
Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- О чем бывают пословицы? (о природе, о дружбе, о человеке)
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Делу время, потехе – час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один раз – отрежь.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
- Какие о дружбе?
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Молодцы, ребята как много пословиц знаете.
Д. И. «Соберем пословицу»
Цель: расширяем знания о пословицах, пополняем словарный запас, развиваем логическое мышление : умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.
По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию Считалки.
2 станция «Считалки»
- Какие считалки знаете вы?
-Где вы их используете?
(дети становятся в круг и по очереди проводят считалки)
Эти считалки вы можете использовать в своих играх, когда выбираете ведущего.
Приглашаю вас продолжить наше путешествие, скажем заклинание. По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию 3 Скороговорки
Для чего народ придумывает скороговорки?
Какие скороговорки вы знаете?
Давайте повторим ранее изученные скороговорки по мнемотаблице.
Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.
Предлагаю вам разучить новую скороговорку по мнемотаблице:
У Егора огород, там морковка и горох, в огороде у Федоры огурцы и помидоры!
-Приглашаю вас продолжить наше путешествие, скажем заклинание. По щучьему велению, по моему хотению ступай печь на станцию песни.
4 станция «Песни»
В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.
Песни бывают:
-частушки;
Заклички
калядки
-колыбельные
-хороводные – праздничные ;Во поле береза стояла!
(дети исполнят любую русскую народную песню на выбор)
-Отправляемся на следующую станцию и скажем заклинание:
-Вот и приехали на станцию сказки.
5 станция «Сказки»
Сказка - сказывать, рассказ. о чём-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.
-Но перед тем, как приступить к работе поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Любимые сказки»
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку - Бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар- птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
-Присаживайтесь за столы поудобнее, спинки выпрямили ноги вместе. Перед вами альбомный лист, карандаши лежат.
Задания на выбор:
1. Найти и обвести героев одной сказки, сказать название сказки
2. Собрать пазл Сказка и назвать название сказки.
(Дети рисуют под музыку)
Итог занятия.
-Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Поедем домой!
Рефлексия по занятию.
-Вот мы и приехали в наш любимый детский сад. Где мы с вами побывали? Что мы с вами повидали? Вам понравилось наше путешествие? Что именно понравилось? Были ли затруднения (индивидуальные ответы детей)
Большое спасибо за работу!