Грицык Марина Николаевна
Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики (снимать-надевать, чистый - грязный, полотенце, мыло, вода и др.). Ведь речь ребенку необходима для дальнейшего общения и развития на всех этапах его жизни. Процесс овладения речью тесно связан с овладением понятиями. Правильность и полнота отражения фактов, связей или признаков, существующих в действительности, изменяются в самом процессе развития ребенка.
Публикация «Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
При постоянном осуществлении тех или иных видов деятельности у детей можно сформировать представление о том, какую пользу может принести аккуратность, как складывать свою одежду, чтобы потом ее легко надеть, дать детям представление о понятиях «верхняя одежда», «нижнее белье», «головные уборы», закрепляя при этом необходимый словарный запас в активной речи ребенка.
В развитии ребенка не менее важную роль играет формирование навыков самообслуживания – это поручения (младшая группа) и дежурства детей (средняя и старшая и подготовительная группы, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача пособий и материалов, приготовленных заранее воспитателем. Так, например, при сервировке стола в процессе беседы с детьми необходимо постепенно вводить в их речь новые слова, уточнять и закреплять знакомые слова и словосочетания, обозначающие столовые приборы и посуду, и другие предметы сервировки (вилка, ложка, тарелка, чашка, салфетки и др.). Также следует включать задания на преобразование суффикса (хлеб – хлебница и др.). Воспитатель постепенно вводит слова - антонимы (хорошо - плохо, учит детей обращаться друг к другу за помощью, также воспитателю необходимо обращать внимание на правильное построение предложений.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания способствуют правильному поведению в общественных местах, в быту и охране их здоровья и тем самым будет развиваться речь ребенка. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться, чтобы соблюдение правил гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания постоянно совершенствовались.
Встреча (игра - опыт) 1. «Волшебная вода»
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)
Связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы.
Материалы: Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в гости к ним пришла «Капелька». Затем задает вопросы малышам (Кто такая Капелька? С чем она любит играть)
На столе две непрозрачные банки, закрытые крышками, одна из них наполнена водой. Воспитатель предлагает детям отгадать, что в этих баночках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелея? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Воспитатель беседует с детками по вопросам:
- Как вы догадались, что это вода?
- Какого вода цвета?
- Чем пахнет вода?
Воспитатель предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагается на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы сейчас делаем? (переливаем, наливаем воду) Что делает водичка? (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
Итог игры:
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали о воде?
Встреча (игра) 2. «Едим перед зеркалом»
Цель: выработать навыки принимать пищу аккуратно, закрывать рот, тихо пережевывая, пользоваться салфеткой.
Связная речь: учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Словарь: научиться пользоваться словами, обозначающими предмет и действие;
Материалы: приготовленные макароны, вилки; салфетки; небольшое зеркало на подставке.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут есть вкуснейшие макароны, однако делать это будут очень необычно – перед зеркалом, чтобы отражение, которое там живет было красивым, то есть надо есть аккуратно и не торопясь.
Воспитатель напоминает малышам, пока они едят, что нужно закрывать рот, не разговаривать и не баловаться, пользоваться салфетками и не крошить на стол.
После еды обсуждает с детьми, как они выглядели в зеркале, были красивыми, остались ли чистыми их лица, руки, одежда. Почему важно есть аккуратно? Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос.
Встреча 3. «Кто живет в зеркале и как оно выглядит»
Цель: научить детей оценивать свой внешний вид с помощью зеркала при одевании, соблюдать алгоритм одевания – раздевания.
Словарь: научиться пользоваться словами, обозначающими предмет и действие;
Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы.
Материал: Набор стандартной одежды (личные вещи, большое зеркало.
Ход занятия:
Воспитатель: «Сейчас мы посмотрим, кто же живет в зеркале! Ребята, давайте попробуем одеться в приготовленную одежду! Внимательно смотрите на отражение в зеркале».
Воспитатель рассказывает потешку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
Итог занятия:
После того, как дети оделись, спрашивает их, кто же живет в зеркале, правильно ли он одет, аккуратно ли застегнул пуговицы, не торчит ли воротничок. Что надо изменить, чтобы стало аккуратно и красиво?
Важно, чтобы дети постепенно стали оценивать свой внешний вид в зеркале самостоятельно, при необходимости сделать два – три повтора процесса одевания. В игре необходимо показать, что зеркало помогает справиться с различными застёжками.