Любовь Капитонова
Использование фольклора в процессе работы во второй младшей группе по развитию навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, необходимо учитывать, что это – достаточно длительный процесс.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Дети во 2 младшей группе уже умеют частично самостоятельно одеваться, знают основные этапы личной гигиены и культуру поведения за столом во время приема пищи.
Поэтому для упрощения обучения будем использовать фольклор. Хорошо подобранное, с выразительностью рассказанное народное творчество порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Но важно помнить, что фольклор должен соответствовать уровню развития детей. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего дошкольного возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация, с которой произносятся потешки воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию.
Итак, что можно использовать в этом возрасте:
В дальнейшем я покажу вам конкретные примеры из моей практики. Так, например, обучая детей мыть руки, сначала завернуть рукава рубашки, приговаривая при этом:
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.»
Затем взять мыло, смочить его водой и намылить хорошо ладошки до образования пены, потом круговыми движениями намылить кисти рук:
«Будет мыло пениться, грязь куда-то денется»
Затем помыли мыло, кран и руки, лишнюю воду с рук стряхиваем в раковину, закрываем воду, снимаем полотенце и вытираем насухо руки. После прогулки намыливаем руки два раза. Побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю процесс умывания словами:
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
А при мытье лица применяем потешку :
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Все это помогает малышам запоминать и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Например, при причёсывании используем всем известную потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд…
Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.
Загадки перед едой помогут настроиться на прием пищи.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет есть их… (ложка)
Перед приемом пищи объясняю детям, как правильно сидеть за столом, как держать ложку, как принимать пищу. Чтобы дети доедали до конца, использую потешку:
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Потешки во время еды помогут, прежде всего, сделать этот процесс проще, ведь дети так любят покапризничать за столом. Потешки про еду — маленькие стишки, которые познакомят ребенка с названием овощей, фруктов и прочих продуктов, и их свойствами. Таким образом, с помощью фольклора можно охватить все этапы приема пищи.
При одевании детей, объясняю последовательность одевания. Начинаем одеваться с ног, надеваем колготки, брюки, обувь, потом кофту, куртку, шапку. В обратной последовательности начинаем раздеваться. Потешки не только помогают запомнить последовательность того или иного действия, но и отвлекают внимание ребенка, если ему что-то не нравится, например, одеваться.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
И нелюбимое многими детьми одевание превращается в игру.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.