Любовь Капитонова
Использование фольклора в процессе работы во второй младшей группе по развитию навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, необходимо учитывать, что это – достаточно длительный процесс.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Дети во 2 младшей группе уже умеют частично самостоятельно одеваться, знают основные этапы личной гигиены и культуру поведения за столом во время приема пищи.
Публикация «Использование фольклора в процессе работы во второй младшей группе по развитию навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Поэтому для упрощения обучения будем использовать фольклор. Хорошо подобранное, с выразительностью рассказанное народное творчество порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.
Но важно помнить, что фольклор должен соответствовать уровню развития детей. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего дошкольного возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация, с которой произносятся потешки воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию.
Итак, что можно использовать в этом возрасте:
В дальнейшем я покажу вам конкретные примеры из моей практики. Так, например, обучая детей мыть руки, сначала завернуть рукава рубашки, приговаривая при этом:
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.»
Затем взять мыло, смочить его водой и намылить хорошо ладошки до образования пены, потом круговыми движениями намылить кисти рук:
«Будет мыло пениться, грязь куда-то денется»
Затем помыли мыло, кран и руки, лишнюю воду с рук стряхиваем в раковину, закрываем воду, снимаем полотенце и вытираем насухо руки. После прогулки намыливаем руки два раза. Побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю процесс умывания словами:
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
А при мытье лица применяем потешку :
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Все это помогает малышам запоминать и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Например, при причёсывании используем всем известную потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд…
Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.
Загадки перед едой помогут настроиться на прием пищи.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет есть их… (ложка)
Перед приемом пищи объясняю детям, как правильно сидеть за столом, как держать ложку, как принимать пищу. Чтобы дети доедали до конца, использую потешку:
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Потешки во время еды помогут, прежде всего, сделать этот процесс проще, ведь дети так любят покапризничать за столом. Потешки про еду — маленькие стишки, которые познакомят ребенка с названием овощей, фруктов и прочих продуктов, и их свойствами. Таким образом, с помощью фольклора можно охватить все этапы приема пищи.
При одевании детей, объясняю последовательность одевания. Начинаем одеваться с ног, надеваем колготки, брюки, обувь, потом кофту, куртку, шапку. В обратной последовательности начинаем раздеваться. Потешки не только помогают запомнить последовательность того или иного действия, но и отвлекают внимание ребенка, если ему что-то не нравится, например, одеваться.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
И нелюбимое многими детьми одевание превращается в игру.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.