Ирина Ивановна Бортникова
Развитие речи у детей среднего возраста из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей среднего возраста из опыта работы
Воспитатель: Ирина Ивановна Бортникова
Развитие речи у детей среднего возраста из опыта работы воспитателя средней группы МБДОУ детского сада «Березка» филиал детский сад «Солнечный зайчик» Бортниковой И. И.
Публикация «Развитие речи у детей среднего возраста из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос, когда малыш начнет правильно произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения. Чтобы у ребенка правильно развивалась речь нужна речевая среда. А еще важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы четко и правильно произносить звуки, слова, строить предложения, ребенок прежде всего должен слышать их. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественной литературой, беседуя на различные бытовые темы в доступном понимании малыша, мы не только расширяем его кругозор, но и способствуем быстрому овладению речью. Речь присутствует во всех видах деятельности ребенка: на занятии по развитию речи, математике, ознакомлении с окружающим миром, на занятиях по конструированию и изодеятельности. Ребенок как губка впитывает слова, которые произносят взрослые. В три года ребенок начинает задавать вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». А к четырем годам многие дети уже могут самостоятельно ответить на вопрос взрослого, составить короткий описательный рассказ. Развитие речи ребенка происходят на занятиях по развитию речи и ознакомлении со звуковой культурой речи. Но занятия длятся всего 15-20 минут. Этого мало. Поэтому развитие речи происходит не только на занятиях. Но и в течении всего дня в повседневной жизни.
Утром, когда ребенок приходит в детский сад, не секрет, что у него не всегда веселое, бодрое настроение, бывают и слезы. И грусть.
В нашей группе давно сложилась традиция — я встречаю детей. Здороваемся, и обязательно с каждым беседую. Темы разные: что интересного видел по дороге в детский сад. Или какая погода на улице, или что интересного происходило дома (играли с мамой в интересную игру, читали книгу, смотрели мультфильм). Или обсуждаем любимый мультфильм и его героев. Дети с удовольствием вступают в беседу.
Речевое развитие происходит и во время зарядки, на физкультурных занятиях. Дети проговаривают вместе со мной слова к движениям, слова к физкультминуткам.
Во время игр наблюдаю, как общаются между собой, незаметно подталкиваю их на речевое общение, на построение диалога. Не секрет, что современные дети затрудняются в произношении слов, звуков, речь слаборазвита.
Постоянно играем с дидактическими играми «Лото», «Сложи картинку». Во время игр усложняю задание — назови предмет, опиши предмет, придумай другое название.
Часто принимаю участие в сюжетно-ролевых играх. Ведь дети четырех лет еще не могут придумать сюжет, построить диалог. Во время игры активирую детей на четкое, правильное произношение слов, звуков в словах, учу строить сложные предложения, а не произносить слова-названия.
Дети с удовольствием заучивают коротенькие стихи, потешки.
Особенно любят дети слушать сказки. Я столкнулась с тем. Что дети с удовольствием слушает сказку, но во время обсуждения прочитанного, не все принимают участие, отвечают однозначными словами. И не потому, что они не хотят — просто не знают как. После чтения рассматриваем иллюстрации. Беседуем, я задаю вопросы, учу отвечать полным ответом: строить предложение из 2, 3, 4 слов, отвечать на вопросы «Какой?», «Почему?», «Как?» и т. д.
Еще мы постоянно рассматриваем иллюстрации со знакомым сюжетом (Играют дети, едут машины, природные явления и т. д.) Подталкиваю ребенка на то, чтобы он сам придумал короткий описательный рассказ. Или сам придумал рассказ из личного опыта.
Еще мы знакомимся с загадками. Сначала по картинке на карточке, потом устное описание, следующий этап — дети сами пытаются придумать загадку.
В группе есть тематические папки (Семья, Дом, Животные, Птицы, Деревья, Фрукты, Овощи и др.) Ребята с удовольствием их рассматривают. Учу их не просто рассматривать. Предлагаю — назови, опиши. Объедини.
Часто разговариваем о любимых игрушках. Предлагаю описать свою игрушку. При этом незаметно помогаю правильно строить предложение из нескольких слов, слежу, чтобы правильно произносил звуки.
В нашей группе дети любят театральные представления. И не только смотрят их. Но и сами принимают участие в показе таких сказок как «Теремок», «Репка», «Рукавичка». Мы даже ходим со своими представлениями в младшую группу. И даже разыгрываем небольшие сценки на утренниках (Новый год, 8 марта, День Осени, переводной утренник)
Очень большая работа проводится по развитию речи на прогулках. Наблюдаем за всем: небо, тучи, облака, солнце, ветер, снег, дождь, трава, деревья, птицы и т. д.
Беседуем с группой и индивидуально. На прогулках дети среднего возраста любят подвижные игры с речевым сопровождением. И очень быстро запоминают слова.
Часто выходим на улицу — ведь знакомство с родным краем начинается с родной улицы. После такой прогулки дети хотят побольше узнать о родной станице, называют улицы, на которых они живут. Даже рассказывают о достопримечательностях нашей станицы.
И вот так в течении года. В группу приходят ребятишки у которых есть отклонения в речи. Иногда замкнутые, стеснительные, а к концу учебного года они не боятся вступить в беседу не только со сверстниками, но и со взрослыми.