наталья борисова
Формирование речевых навыков у дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей с РАС
подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №3 г. о. Чапаевск
Борисова Наталья Валентиновна
Работа по формированию речевых навыков у дошкольников с РАС, описанная в этой статье, вызовет интерес у специалистов – педагогов, психологов, логопедов.
Публикация «Формирование речевых навыков у дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из наиболее важных признаков РАС является нарушение речевого развития, поэтому логопедическая работа-одно из непременных направлений комплексной помощи детям с особым развитием.
Существует значительное разнообразие форм речевых нарушений у детей с РАС- от полного отсутствия звучащей речи и понимания ее до формально высокого уровня ее развития.
Для формирования предпосылок речевого развития необходимо проводить коррекционные занятия, без которых оно происходит неполноценно или вообще не происходит. Именно с этой целью специалисты в последнее время используют разные виды альтернативной коммуникации (Макатон, PECS и др.)
Однако классические методы логопедии остаются наиболее распространенными и эффективными способами развития речи. Классический логопедический подход позволяет составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с учетом особенностей его развития и потребностей. Важно определить в начале работы актуальный уровень речевого развития ребенка.
Принципы логопедической работы:
Системного подхода
Преемственности
От простого к сложному (с учетом развития речи в онтогенезе)
Наглядности
Использование сохранных механизмов для компенсации работы поврежденных звеньев речевой системы.
У ребенка с РАС в той или иной степени обязательно страдает понимание речи и слуховое внимание. Поэтому на каждом этапе работы важнейшим разделом будет развитие понимания речи.
Основные направления коррекционной работы.
Развитие понимания речи.
Развитие фонематического слуха.
Работа над артикуляцией.
Использование методики по обучению чтению в качестве коррекционного приема в работе по развитию речи.
Развитие активного словаря.
Формирование диалога.
Формирование простой фразы.
Формирование грамматического строя речи.
Формирование развернутой фразы, пересказа, рассказа по представлению.
Формирование графических навыков.
Формирование пространственных представлений
Работа с художественными текстами.
Работа с родителями.
Проведем небольшой обзор методик и пособий, которые могут использоваться на различных этапах логопедической работы с ребенком с РАС.
На этапе формирования понимания речи и начального словаря у неговорящих детей неоспоримую помощь окажет пособие «Увлекательная логопедия» часть 1. Е. Ю. Климонтович. В нем изложена детальная система игр и упражнений по развитию понимания речи у детей.
В работе по растормаживанию речи неговорящих детей можно применять метод послогового чтения Т. С. Резниченко. В нем ребенку демонстрируют, как читаются слова без объяснения правил чтения. Определен научно обоснованный порядок введения слогов.
В период формирования фразовой речи у ребенка неоценимую помощь окажут пособия:
• «Увлекательная логопедия» часть 2. Е. Ю. Климонтович. Книга включает задания по развитию мышления и фразовой речи, грамматического строя речи, звуко -буквенного анализа, формированию чёткой дикции, графических навыков.
• «От слова к фразе» Т. С. Новикова- Иванцова. Пособие состоит из 3 книг с методическими рекомендациями и цветными иллюстрациями, которые способствуют формированию навыка построения и использованию в речи простых предложений в процессе многократных упражнений.
Достаточно трудоемким процессом является формирование начальных грамматических представлений. Работа в данном направлении отлично представлена в пособии Е. М. Косиновой «Грамматические тетради». Занятия по данным рабочим тетрадям (их в комплекте 4) проводятся в игровой форме. Автор использует принцип многоуровневой подачи материала.
Пособия О. А. Новиковской «Логопедическая грамматика» (для занятий с детьми 4-6 лет и 6-8 лет) содержат большое количество грамматических игр и упражнений с иллюстрациями и методическими рекомендациями.
Учебно-методическое пособие для дошкольников О. А. Безруковой «Грамматика устной речи», состоящее из 2-х частей, предназначено для проведения индивидуальных занятий с детьми по формированию словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Навыки анализа художественного текста поможет сформировать пособие Е. Ю. Климонтович «Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет», в котором представлена серия занимательных рассказов с картинками и вопросы для анализа текста.
Пособие Т. С. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» направлено на обучение пересказу по сюжетным картинкам. В нем содержится 8 цветных сюжетных картин, по каждой из которых представлены рассказы, стихи, игровые упражнения, вопросы и задания.
В пособии Т. С. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам» представлены 16 картин с занимательными сюжетами.
Материал, представленный в данной статье, при продуманном и систематичном использовании сделает работу по формированию речевых навыков у дошкольников с РАС эффективной даже в случаях тяжелых нарушений развития.
Список источников
1. Безрукова О. А «Грамматика русской речи» (в 2-х частях). Издательство «Русская Речь» 2019г.
2. Грамматическая тетрадь №1-4. Косинова Е. М. М. : 2017г.
3. Е. Ю. Климонтович «Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет». Издательство «Теревинф» 2017 г.
4. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Издательство «Теревинф» 2012 г.
5. Новикова-Иванцова Т. Н. ОТ СЛОВА К ФРАЗЕ. Методическое пособие для логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. М. :2013
6. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. Издательство «Корона-Век» 2019 г.
7. Т. С. Резниченко «Дорогу осилит идущий». — Москва, 2012 г.
8. Татьяна Ткаченко: Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Изд. Гном, 2005 г.
9. Татьяна Ткаченко: Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. Изд. Владос, 2017 г.
10. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4-5 лет | Климонтович Екатерина Юрьевна. Издательство «Теревинф» 2017 г.