Кайль Замира Закирзяновна
Развитие речи у детей с ОНР с помощью русских народных сказок
Развитие речи у детей с ОНР с помощью русских народных сказок
Актуальность проблемы:
• В последнее время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с нарушением слоговой структуры слова, незнающих исконно-русских корней народного творчества, потешек, сказок, запевок, чистоговорок и т. д.
Публикация «Развитие речи у детей с ОНР с помощью русских народных сказок» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
• Остро стоит необходимость обогащения связной речи детей с речевым недоразвитием образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) на материале формирования монологического высказывания.
• Возникает необходимость использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.
• Также возникает проблема речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский).
• Наиболее оптимальным средством, действующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра – игра-театрализация.
• С помощью театрализованной деятельности педагог побуждает ребенка к высказываниям своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь ребенка, а также развивает природные речевые возможности и способности.
• Сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
• Пересказ русских народных сказок способствует развитию памяти, мышления, воображения.
• У детей с онр слабо развита мелкая моторика.
• Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную.
Цель работы:
Развитие связной речи дошкольников, имеющих ОНР, создание благоприятной психологической атмосферы для развития и обогащения эмоционально-чувственной сферы, развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность.
Задачи:
• Развивать связную речь детей.
• Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки;
• Использовать образные выражения при пересказе сказки.
• Выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
• Совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Создавать благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Система работы, подготовительный этап:
1. В речевой уголок поместили книги сказок русского народа, модели-схемы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок по сказкам.
2. 2. Игровая деятельность (Дидактические игры развивающего характера).
3. Сенсорный уголок.
4. Уголок развития мелкой моторики.
5. Театральный уголок – разные виды театров:
- пальчиковый, перчаточный театр игрушек (мягкие игрушки);
- настольный театр деревянный («Репка», «Курочка-ряба» и др.);
- плоскостной театр, настольный театр, где представлены персонажи сказок выполненные руками детей (волк,медведь,коза, кот и т. д.)
- маски к сказкам С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Теремок».
Работа с родителями:
• Родительские собрания. Рассказала о целях и задачах коррекционного развития детей. Объясняла значение русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.
• Проводила дни открытых дверей.
• Давала информацию в родительском уголке.
• Консультации.
• Привлекали родителей к изготовлению атрибутов к сказкам.
• Тематические праздники с участием родителей.
• Предложила родителям вести дневник выходного дня, который поможет ребенку научиться высказывать свои мысли в логической последовательности, более тесно общаться с родителями и другими членами семьи.
Основной этап
Кукольный театр - это не просто игра, не просто способ проявить воображение малышу, это мгновения, которые объединяет всех и напоминает, что ребёнок еще мал, он будет играть в театре роль зрителя. Потом же, через время он с удовольствием сам примет участие в создание кукольных спектаклей. Сейчас в продаже есть уже готовые кукольные спектакли. Но гораздо интереснее, когда мы создаем сами свой кукольный театр. Создать вместе с малышом самим сказочных героев и знакомых персонажей задуманной сказки. Ребенок создает персонаж своими руками, вкладывает свой характер,настроение. Когда своими руками малыш приклеит, нарисует,создаст образ игрушки, так он будет чувствовать свою причастность к данному действию. Создать кукол своими руками, помочь героям любимых сказок ожить. Ведь ребенок будет бережнее относится к своему персонажу,наделять его сильными образами, выражать в сказочном образе свои мысли и желания.
В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.) .
Предмет работы: старшая группа детей дошкольного возраста.
Объект работы: творческие способности детей в создании настольного театра.
• Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Г. -Х. Андерсена, братьев Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действие часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, сказка бы лишь правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» — скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, можно понять ее правдивое содержание буквально.
• Свою работу я начинаю с чтения русских народных сказок. Выбрав сказку, мы разбираем с детьми действующих персонажей, характер героев. Предлагаю детям назвать какой из героев им больше понравился, а затем предлагаю самостоятельно сделать своего медвежонка, волка, лисицу.
Заключительный этап
В результате проведённой работы мне удалось улучшить
• связную речь детей;
• умение выразительно интонировать голоса героев сказки;
• понимание и использование образных выражений при пересказе сказки;
• выразительную передачу в мимике и движениях эмоционального состояния героев сказок;
• лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Но на этом моя работа не закончена и я продолжу работать в этом направлении.
Творческие работы детей