Наталья Андреянова
Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.
Публикация «Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.
В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.
Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми :
1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.
2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.
3. Многократное повторение.
4. Обучение грамоте.
Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.
На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.
Виды работы :
Вызывание звуков (гласных и согласных)
Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.
Работа над звукоподражаниями - использование различных игр.
Артикуляционная гимнастика, разработанная Т. Башинской. Её основная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.
Работа над выдохом : ротового, носового, комбинированного.
На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.
Для решения данных задач используются:
Схемы (при изучении предлогов);
Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) - простые;
На третьем этапе основным является развитие связной речи.
Здесь используются:
Более сложные мнемотаблицы.
Картинно-графические планы рассказов.
По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.
Литература.
1. Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить! : методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. - Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011