ирина матвейчук
Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.
На основании постановления Совета Министров России о мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития в нашей стране функционируют группы для детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Обучение направлено на устранение речевого дефекта, а так же на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Экспрессивная алалия (моторная) – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Много детей с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу.
При Определении алалии можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 больших группы:
1- Сенсомоторных расстройств (первично нарушаются восприятия или артикуляция)
2- Группу психологических расстройств (при которой дезорганизуется разные компоненты речевого процесса)
3- Группу сематических (смысловых) расстройств нарушает смысловая сторона речи.
4- Группу языковых расстройств (нарушается структурно-функциональная сторона языка фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи)
Экспрессивная алалия относится к группе языковых расстройств
Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых моторных операций.
Экспрессивная алалия вызывается органическими поражениями головного мозга в пренатальный, натальных или раннее постнатальный периоды. Механизм А еще плохо изучен. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксический, морфологический, лексический, фонематический
Типичные проявления алалии – аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности “выбора” фонем и установления слоговой структуры слов
У многих детей с алалией отмечаются разнообразные неязыковые нарушения – неврологические и психопатологические степени расстройства языка может быть различными (I-ур, II-ур, III-ур). Необходимыми критериями при определении экспрессивной алалии являются:
1- Задержка темпа направленного условия языка;
2- Патологическое развитие языка;
3- Удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи;
4- Наличие на определенных этапах онтогенеза в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
5- Сохранность слуха.
Экспрессивная алалия представляет собой не общее, а частное, вербальное, расстройство знакового выражения в речевой деятельности.
Симптоматика
Симптоматика алалии представляет собой сложное и нередко взаимосвязанное сочетание языковых и неязыковых нарушений.
1- Неязыковые нарушения:
а) Неврологические нарушения
б) психологические нарушения
2- Языковые нарушения
А - Нарушения устной речи
а) Лексические нарушения
б) Синтаксические нарушения
в) Морфологические нарушения
г) Фонематические нарушения
д) Фонетические нарушения
е) Другие нарушения устрой речи
I Этап. Развитие фонематической стороны (IX, X, XII (2 нед.) по 4 занятия в неделю, 66 часов
Задачи
1. Работа над звуковым анализом:
а) Воспитание слухового внимания (анализа) на материале неречевых звуков
б) Воспитание слухового внимания.
в) Развитие фонематического слуха. 2. Работа над звукопроизношением
а) Уточнение артикул. имеющихся звуков
б) Гимнастика арт. аппарата
в) Постановка звуков
г) Автоматизация и дифференциация звуков
Содержание и виды занятий.
а) Игры со звучащими муз. игрушками ( узнавать игрушки по звучанию: воспроизвести звук на барабане в заданном темпе и ритме) Повторить, продолжить знакомую мелодию (на пианино) 5 часов
б) Узнавание предметов по характерному для них шуму, звуку (покажи, что шумело)
в) Звуковой анализ. Чтение и рассказывание потешек, песенок, сказок, стихотворений (стих “Кошки” – подражание “мяу – мяу, мур - мур”).
г) Выполнение просьбы, требования (без жестов)
д) Узнавание голоса товарища (игра “Жмурки”)
е) Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых (определить наличие или отсутствие заданного звука в ряду, его место, кол-во звуков, какой звук исчез из ряда, узнать новый звук). 5 занятий а) Подражание мимическим движением лог-да (сделать сердитое лицо, улыбнуться и т. д)
б) Использование игр подготавливающие арт. аппарат
в) Спец гимнастика орган. арт. аппарата для губ, мягкого неба, языка.
г) Массаж арт. аппарата.
д) Спец приемы постановки звуков
е) Автоматизация и дифференциация звуков изолированных в словах, фразах, тексте, спонтанной речи.
5 занятий
ж) Анализ слогов (определить звуки в обратном слоге, какой слог в ряду одинаков, лишний)
ма-ма-ма,
ма-ма-фа;
Определить звук в прямом слоге.
з) Анализ слов : различать и называть по возможности первый звук в словах, начиная с гласного, последний звук в словах окончив. на твердый согласный (упал, позиция заданного звука в словах, различать все звуки в коротком слове, определить кол-во звуков, слогов в слове (9 занятий)
и) Запоминание и узнавание слов по картинкам.
к) запоминание слов, небольших фраз и воспроизведение их без какой либо помощи через короткое время. (5 занятий)
л) Различение слов по звуковому составу (мишка-мышка, крышка-крыса) (5 занятий)
м) Различение слов с парными звуками (бочка-почка, различение слов в ряду сходных слов – во фразе (5 занятий)
н) Игры с картинками (собрать картинки на заданный звук, лото “Читай и говори правильно” собрать картинки, где звук стоит вначале слова, середине слова, в конце. (ежедневно)
о) Контроль и самоконтроль детей за речью (ежедневно)
II Этап. Работа над дыханием и голосом (XII – две недели, I-II – по 4 занятия в неделю) 40 часов
Задачи
3. Дыхание
а) Развитие физиологического дыхания
б) Развитие речевого дыхания (во время устной речи)
в) Воспитание слитности произношения слов, коротких фраз
4. Голос
а) Воспитание силы и звучности голоса
б) Устранение неприятного тембра голоса (носового)
в) умение изменять силу и высоту голова.
Содержание и виды занятий
1. Легкие и физические упражнения (руки вверх – вдох, (руки вниз - выдох)
Сопровождение гласными (2 занятия).
2. Игры с поддуванием легких предметов, игрушек.
3. Игры с надуванием резиновых игрушек (2 занятия)
4. Нюхать пахучие вещества (без речевого сопровождения, длительный выдох со звуком и интонацией удовольствия). (4занятия).
5. Длительное, плавное произнесение гласных и согласных, произношение которых детьми усвоено, игра в паровоз, жужжание жука (4 занятия).
6. Произнесение прямых слогов с нарастанием их кол-ва за один выдох (4 занятия).
7. Заучивание стишков, народ. потешек, сказок (строка на 1м выдохе) (3 занятия).
8. Заучивание скороговорок, пословиц доступных для произношения (4 занятия).
9. Упр-я в слитности произношения при хорошем произношении (на одном выдохе) (2занятия).
а) Части скороговорки, пословицы, разделенные логическими паузами. (2 занятия).
б) Дни недели, порядковых чисел 1десятка с нарастанием их кол-ва за один выдох. (2 занятия).
в) Целые слова и фразы включающие все большее кол-во слогов. Мама-молоко-локомотив. Маша спит. Маша рисует кошку. (4 занятия).
10. Наращивание фразы, произносимой на одном выдохе
Хорошо гулять. Хорошо гулять в зимнем саду. (2 занятия).
11. Спряжение фраз в лицах и числах : я катаюсь. Мы катаемся. Ты катаешься. Вы катаетесь. (3 занятия). 1. Звукоподражание сигналом машины (при наблюдении за работой транспорта во время игры) (2занятия).
2. Игры с куклами (плачь куклы, баюканье) (2занятия).
3. Подражание голосам животных (2занятия).
4. Эмоциональное восклицание, звукопроизношение (при чтении, рассказывании потешек, сказок или показе кук. театра, игрового уголка с куклами, при просмотре д/фильма) (4 занятия).
5. Выдерживание высоты звука, неизменной при последовательном произнесении разных гласных (изолированно в слогах, словах) (4 занятия).
6. Быстрое повторение за л-ом ряда простейших слов (гласных в последнем слоге – тянуть па-па-па) (4 занятия).
7. Изменение силы голоса в зависимости от грамматического ударения
та-та-та, та-та-та (3 занятия).
8. Изменение силы голоса в зависимости от обстоятельств
а) Инсценировки “В лесу” “Заблудился”
б) Громкий голос на прогулке
в) Снижение силы голоса до шепота в присутствии спящего (игра с куклами) (4 занятия).
9. Пение детских песен
III Этап. (III, IV, V) по 4 занятия, 52 занятия.
Задачи
5. Ритм, темп интонация
а) Воспитание выразительности, эмоциональности, ровного темпа речи
б) Развитие представления ребенку о ритме, темпе речи.
в) Развитие фразовых интонаций : вопроса, перечисления и т. д 6. Подготовка к обучению грамоте.
а) Развитие мелкой моторики рук
б) Знакомство с буквами
в) Звуко-буквенный анализ и синтез
Содержание и виды занятий
1. Выразительно чтение л-ом детских книжек, рассказывание народных сказок. (5 занятий).
2. Игры с использованием народных потешек, прибауток. (5 занятий).
3. Музыкальные игры под музыку (колыбельная) (5 занятий).
4. Физические упражнения. Сопровождение стишками, первоначально произносимых л-ом, за тем детьми.
Маршировка под стихи, игры в мяч: 1-2-3-Вова, лови; имитация движений животных (стих. “Бычок”)
Хлопки под стихи, отстукивание ритма (маленькие ножки бежали по дорожке, быстрый темп)
Большие ноги шли по дороге – (медленно) (5 занятий)
5. Выделение ударного слога во фразе (3 занятия).
6. Умение дать интонацию вопроса, повествование на материале заученных фраз при самостоятельном задавании вопроса или ответа. (10 занятий).
7. Рассказывание детьми стихов, потешек, рассказов (10 занятий).
8. Участие детей в драматизациях, инсценировках. (9 занятий) 1. Спец. упражнения для пальцев рук, сжимание и разжимание, игры с мечом, сцепление. (5 занятий).
2. Игры с мелкими игрушками (мозаика, пирамидка) (5 занятий).
3. Застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывание лент, заплетение кос. (5 занятий).
4. Работа с пластилином (5 занятий).
5. Рисование, раскрашивание, аппликация, ручной труд. (3 занятия).
6. Рисование в тетр. элементов букв по намеченному контуру или образцу. (10 занятий).
7. Написание букв карандашом в тетрадях. (10 занятий).
8. Нахождение изучаемых букв в крупном печатном тексте, на наборном полотне. (9 занятий).
IV Этап. VI – 20 часов, по 4 занятия в неделю
9. Подписывать картинки начальной буквой
10. Лепить буквы из пластилина, вычерчивать на песке, складывать из палочек.
11. Складывать слоги, слова из букв разрезной азбуки.
12. Писать в тетрадях печатными буквами слоги, слова, после их предварительного слогового анализа