Виктория
Консультация для педагогов «Развитие речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей. Консультация для педагогов.
Речь – это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь – это, прежде всего, средство общения, средство высказывания и понимания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Процесс развития речи у ребенка начинается в самом раннем возрасте. В дошкольном же периоде (3 – 7 лет) этот процесс активно развивается и совершенствуется.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Выделяют 4 функции речи :
1) Семантическая (обозначающая) – речь используется для общения, с помо-щью нее человек выражает свои чувства и эмоции.
2) Коммуникативная – речь является главным инструментом общения между людьми.
3) Эмоциональная (экспрессивная) – через речь человек передаёт свои эмоции и чувства.
4) Регуляторная (функция воздействия) – речь является социальным средством воздействия на других людей.
Самой основной считается коммуникативная функция (функция общения). Ею овладевает ребенок уже в раннем возрасте. Поначалу он общается только с близкими, в основном – с родителями. Уже в годовалом возрасте малыш может передать взрослому что-то с помощью небольших слов или даже предложений. Слова и предложения обычно еще очень просты и не связаны между собой. У детей раннего возраста преобладает ситуативная речь – общение возникает только в условиях конкретной ситуации, в которую вовлечены ребенок и взрослый (взрослые).
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. В связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. В развитии речи дошкольников выделяют следующие этапы: довербальный, переход к активной речи и совершенствование речи как средства общения.
Самый первый этап – довербальный, начинается с появления ребенка на свет и продолжается примерно до года и заканчивается с началом понимания ребенка речи взрослых и возникновением пассивной речи.
Переход к активной речи начинается на втором году жизни ребенка. Он характеризуется развитием фонематического слуха и появлением первых понятных слов. Но нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже.
С началом дошкольного возраста (около 3-х лет) у ребенка формируется грамматический строй речи. В словаре начинают появляются активно слова разных частей речи.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущая деятельность – предметная.
В этом возрасте у детей значительно повышается потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок чувствует себя более уверенно и защищенно, когда взрослые разговаривают с ним и отвечают на все вопросы. Помимо этого, растет и потребность в общении со сверстниками, в играх дети начинают объединяться в группы и общаться в процессе. В связи с этим сильно увеличивается словарный запас ребенка, появляется огромное количество новых слов.
Средний дошкольный возраст – период интенсивного физического роста и развития детей. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке.
В старшем дошкольном возрасте идет интенсивно развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В это время появляются новые социальные потребности: потребность в признании и уважении взрослых, быть «взрослым», выполнять важные дела и поручения, помогать. Важным достижением данного периода считается осознание ребенком своего социального «Я» и формирование внутренней социальной позиции.
Знать особенности развития речи в каждом периоде дошкольного детства необходимо для правильного составления работы по формированию грамматически правильной речи у детей.