Надежда Мусаева
Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155, на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. СанПиН 2.4.1.3049.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Принцип непрерывности и системности образования. В старшей группе проводится одно занятие в неделю.
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 20 до 25 минут.
•
•
Содержание программы :
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Цели:
Продолжать развивать свободное общение как средство общения с взрослыми и детьми. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Развивать все компаненты устной речи детей : грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм; формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать развивать фонематический слух.
. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы- сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
Задачи:
• Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
• Добиваться правильного и четкого произношения слов;
• Помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;
• Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
• Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
В старшей группе проводится одно занятие в неделю (36 занятий в год) продолжительностью от 20 до 25 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь, декабрь, май)
К концу года дети старшей группы могут :
• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
• Составлять по образцу простые и сложные предложения.
• Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
• Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г;
• Компьютер;
• Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
• Картины;
• Игрушки;
• Муляжи;
• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»;
• О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-6 лет» ;
• Хрестоматия для детей старшей группы
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
Наглядные пособия: плакаты.