Татьяна Брязгина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ и зарисовка сказки «Лиса и кувшин»
▼ Скачать
Занятие 21
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Задачи:
— связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ и зарисовка сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
— словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
— звуковая культура речи : учить произносить предложения с раз-ными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
* * *
Воспитатель объясняет детям значение слова жать (жать — убирать хлеб). Рассказывает сказку «Лиса и кувшин» (см. приложение 1, с. 218). Задает вопросы.
Вопросы
1. О чем рассказывается в этой сказке?
2. Как лиса попала в кувшин?
3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
4. Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково.
5. А как лиса стала потом разговаривать?
6. Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
7. Чем заканчивается сказка?
8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Воспитатель. Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.
Один из вас должен рассказывать сказку, другой — говорить за лису. Договаривайтесь сами.
После двух пересказов воспитатель спрашивает всю группу, в чьем исполнении сказка понравилась детям больше.
В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по-другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово.
Дети отвечают.
Что сделала лиса, как сказать по-другому?
Дети. Помчалась, понеслась, полетела.
Воспитатель. Молодцы, много интересных слов назвали, а теперь придумайте, составьте такое предложение, чтобы в нем было слово лиса.
Дети отвечают.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель напоминает детям, как они играли в «живые слова». Го-ворит, что сейчас они должны будут угадывать одно слово, чтобы получи-лось предложение. Приглашает к столу троих детей.
Двум детям он говорит слова: рыжая, лиса. Третье слово добавляют дети (крадется, мчится, несется, приближается.).
Воспитатель выбирает одно из названных детьми слов и предлагает третьему ребенку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса).
Какое у нас получилось предложение.
Дети. Рыжая лиса приближается.
Воспитатель (меняет слова местами). А сейчас какое пред-ложение?
Дети. Приближается рыжая лиса.
Воспитатель. Поиграем по-другому, игра называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так называется игра, вы сейчас догадаетесь.
Воспитатель приглашает к столу четырех детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагает каждому повторить свое слово.
Догадались, почему так называется игра? Игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились — стоят не по порядку, и непонятно, что же они говорят о лисенке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным.
Дети. Надо переставить слова.
Дети предлагают варианты перестановки, называя по одному слову. После каждой перестановки говорят, что получилось. Когда получится предложение, воспитатель производит еше одну-две перестановки, образуя новые предложения. (Шустрый лисенок весело кувыркается. Шустрый лисенок кувыркается весело. Весело кувыркается шустрый лисенок.)
Воспитатель приглашает четырех детей. Распределяет между ними слова: лежит, норы, лиса, около. Предлагает запомнить их и повторить.
Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы отгадать «загадку».
Дети. Переставить слова, поставить их по порядку.
Как и в предыдущем упражнении, перестановка слов производится несколько раз. Возможные варианты предложений: Лиса лежит около норы. Лежит лиса около норы. Около норы лиса лежит. Около норы лежит лиса.
Воспитатель предлагает детям-«словам» разойтись по разным местам.
Воспитатель (обращается к остальным детям). Подзывайте по одному слову, но так, чтобы сразу получилось это предложение (последнее из составленных ранее). Помните, как надо обращаться к словам? Подойди, пожалуйста, слово около и т. п.