Костенич Марина Александровна
Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию речи неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно вызвать у ребенка желание говорить, стремление к речевому общению, предупредить развитие страха перед речью или смягчить этот страх, если он появился. Чем старше ребенок, чем более он развит, тем острее он чувствует свою неполноценность, тем труднее ему общаться со своими сверстниками и взрослыми, тем больше он стесняется своей речи, своего неумения выразить свои мысли. Сознание неполноценности и тесно связанная с нею боязнь речи усиливаются, если в семье говорят о неполноценности ребенка, если его заставляют говорить, требуя от него того, чего он не сможет выполнить, например, задают вопросы, на которые он не может ответить.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок не должен бояться речи, не должен себя считать неполноценным из-за того, что не может говорить, как его товарищи. Об этом родители должны думать всегда.
- Дефекты ребенка нельзя выставлять напоказ, нельзя бранить его за неумение говорить.
Надо использовать самые различные способы для повышения речевой активности.
- Необходимо работать над развитием понимания речи.
У моторных алаликов, как это следует из самого определения, страдает преимущественно моторная речь – экспрессивная, но и понимание речи не вполне полноценно, поэтому необходимо работать над развитием понимания речи, и эту работу надо проводить в двух направлениях. Ребенок должен понимать речь в том же объеме, как и его сверстники, во всяком случае, к этому надо стремиться. С неговорящим ребенком обычно мало разговаривают, а разговаривая с ним, упрощают свою речь, не учитывая возраста ребенка, как бы приноравливаясь к его словарю. К тому же, ребенок сам не задает вопросов, и это также обедняет его понимание речи.
- Надо постоянно говорить с ребенком, рассказывать ему о явлениях окружающего мира, о том, что он увидел на прогулке, что происходит дома и т. д.
- Надо приучать его к слушанию текстов, рассказов и сказок, при этом надо быть уверенным в том, что ребенок понимает то, что ему говорится.
- Полезно также с ребенком вспоминать содержание недавно прочитанной сказки или подбирать к ней соответствующие картинки, делать зарисовки. Если эта работа будет проводиться постоянно, то отставания в понимании речи у него не будет. Ваш ребенок быстро догонит своих сверстников.
- Выяснить у неговорящего ребенка, насколько он понял услышанное, можно используя картинки, инсценировки.
- Надо также предлагать ребенку сложные поручения, добиваться точного их выполнения. Например, собирая игрушечную пирамидку, предлагать дать самое маленькое из колечек или дать то колечко, которое лежит между двумя другими определенного цвета и т. д.
Однако, если ребенок будет слышать только сложную и разнообразную по лексике речь, он не научится повторять сказанное, и поэтому необходимо работать над пониманием речи и в другом направлении.
- Надо повседневно предъявлять короткие стереотипные фразы или соответствующие ситуации. Например, собираясь на прогулку, говорить стереотипно: «Принеси шапку, застегни пуговицы».
- Полезно комментировать свои действия, используя стереотипные фразы и одни и те же слова, например: «Я беру булку», «Дай мне булку».
Рано или поздно ребенок сам начнет говорить эти стереотипные фразы. Развитие импрессивной речи (понимание речи) надо осуществлять в двух направлениях. Использование только стереотипных фраз тормозит развитие ребенка, а использование только сложной речи затрудняет возможность повторения.
Развитие экспрессивной речи требует прежде всего как бы укрепления фундамента, т. е. улучшения способности использовать свой артикуляторный аппарат: регулировать силу и интонацию голоса, запоминать последовательность движений. В этом направлении полезны занятия, занятия, требующие разнообразных и согласованных движений языка и губ.