Юлия Черенкова
Роль психолога в гармонизации межличностного взаимодействия в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность психолога направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса посредством гармонизации психологического климата.
Деятельность психолога, направленная на повышение эффективности профессионального взаимодействия, может осуществляться в нескольких направлениях:
1. Профессиональное взаимодействие психолога со специалистами- смежниками;
2. Функционально-ролевое взаимодействие с членами педколлектива;
Публикация «Роль психолога в гармонизации межличностного взаимодействия в коллективе» размещена в разделах
3. Гармонизация межличностного взаимодействия педколлектива в процессе совместной деятельности;
4. Межличностное взаимодействие педколлектива в процессе совместной деятельности.
Гармонизация - это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого. Предметом коррекции межличностных взаимодействий в педагогическом коллективе являются феномены межличностного взаимодействия. Взаимоотношения являются основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Среди негативных свойств личности педагогов во взаимоотношениях отмечается недостаточная инициативность, сплоченность, низкий уровень взаимопомощи в общих делах.
Работа по гармонизации межличностных взаимодействий с педагогическим коллективом может осуществляться через систему социально - психологических занятий, проводимых в форме тренингов (тренинг личностного роста «Познай себя», тренинг коммуникативных умений «Среди людей», в форме игр гармоничного развития личности, психокоррекции поведения, а также через работу педсоветов, методических объединений, проблемно-деловых игр, дискуссионных групп, посещение и анализ занятий, разработку программ, пособий, индивидуальные беседы, совместный отдых и самообразование.
Без взаимопонимания невозможно общение, координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации. Коррекции в педагогическом коллективе подлежат такие негативные свойства личности, как конформизм, неадекватность восприятия коллег, неуравновешенность, неаккуратность (особенно проявляется в отчетности и ведении документации). С целью коррекции можно использовать различные формы: тренинг, игры психокоррекции поведения, индивидуальные беседы. Получение результата возможно через выполнение педагогами серии групп упражнений, которые объединены одной целью.
Таким образом, роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он создает психологические условия для формирования коллектива, ориентированного на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей.