МААМ-картинки

Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора

Наталья Криницына
Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития детей процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. В процессе развития речи решаются задачи умственного, нравственного, эстетического, познавательного, сенсорного развития детей.

Публикация «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора» размещена в разделах

Вопросы речевого развития нашли своё отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Через образовательную область «Речевое развитие» решаются следующие задачи:

- познакомить детей с одной из форм устного народного творчествафольклором.

- расширять представления о всех компонентах устной речи.

- расширять словарный запас детей, грамматическую структуру речи.

- упражняться в звукопроизношении гласных и согласных звуков.

- развивать элементы связной речи.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к народному фольклору. Возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Ещё М. Горький, говорил: «. начало искусства слова - в фольклоре».

Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Они так близки и понятны детям своим завораживающим лиризмом, ярким образным языком, эмоциональным окрашиванием речи, народным юмором, напевностью, близким для детей игровым сюжетом.

Это целый мир – радостных, наполненных жизненной силой и красотой, русских народных песенок, потешек, прибауток, которые развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение.

Разнообразные формы народного фольклора можно широко использовать при установлении контакта с ребёнком.

Народный фольклор вошёл в жизнь ребёнка с раннего детства, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю, при поступлении его в детский сад. Мы старались подбирать игрушки в группе так, чтобы среди них были персонажи из потешек и песенок, чтобы сразу увлечь и успокоить, обыграть действия. Это все помогло наладить эмоциональный контакт между детьми, между взрослым и ребёнком. В их звучании много повторяющих слов, слогов, что

даёт возможность ребёнку включаться в речевой диалог, увеличивая запас слов, вызывая желания повторять, запоминать. Дети вторят голосам птиц, животных, используя приёмы звукоподражания. Мы уверены, что благодаря фольклору адаптация детей проходит легче и быстрее. Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети приговаривают потешки в процессе умывания, одевания, игр, подготовки ко сну и так далее. Мы заметили, что фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.

Поэзия песнопения открывается перед детьми знакомством с колыбельными песенками, назначение которых убаюкивать, усыплять малыша. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная

песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных песенок способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота, заиньки. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток»,

«котик», «котя» и так далее. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Дети очень любят играть. Важное место в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста занимают хороводные игры на народной основе. Слова игры легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Было замечено, что между речевой функцией и общей двигательной

системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, активизируется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки. Поэтому художественное слово народного фольклора сопровождает детей ещё с раннего возраста. Порой при поддержке детей, произведения устного народного творчества превращаются в сюжетно-ролевые игры, интересные сценки, что помогало добиться определённого понимания его содержания и развития речи, учило детей играть.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких людей, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в играх на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию

образности речи, словесному творчеству детей в дошкольном возрасте.

Чтобы речь детей стало более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки «Сорока – белобока», «Идёт коза.», «Чики – чики кички, берёзовые лычки…». Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром, через знакомство со сказкой.

Ранний возраст для ребёнка - это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 20:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Криницына (УИ 795634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД